Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Экспертное мнение на тему: "Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 342-ФЗ в пункт 3 статьи 1263 настоящего Кодекса внесены изменения

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 4 статьи 1263 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 1263 ГК РФ. Аудиовизуальное произведение

Новая редакция Ст. 1263 ГК РФ

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового режима аудиовизуальных произведений. Легальное понятие указанного произведения позволяет выделить главный признак — возможность зрительного восприятия. По существу, в ст. 1263 ГК РФ речь идет о фильмах, мультфильмах, телефильмах, диафильмах и других аналогичных произведениях.

2. Аудиовизуальное произведение является результатом творческих усилий нескольких лиц, создается в соавторстве. В отличие от иных произведений, созданных в соавторстве, где круг соавторов определяется в соответствии с критерием «наличия творческого участия в создании произведения», в отношении аудиовизуального произведения однозначно определено, кто признается автором такового. Так, в силу прямого указания закона из числа авторов исключены лица, произведения которых вошли составной частью в аудиовизуальное произведение, что не означает, что соблюдения исключительных прав последних при использовании аудиовизуального произведения не требуется. Иные, чем указанные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, сохраняют исключительные права на созданное ими произведение, что вменяет в обязанность любому пользователю соблюдать имущественные права таких «соавторов».

В силу прямого указания закона только лица, определенные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, признаются авторами аудиовизуального произведения, никакие иные лица, в том числе и на основании договора и даже с согласия авторов, признаваемых таковыми в силу закона, не могут стать авторами.

Читайте так же:  Ходатайство об отложении дела образец

3. Статья 1263 ГК РФ разграничивает права композитора — автора аудиовизуального произведения, специально создавшего музыкальное произведение для произведения, и права композитора, музыка которого использована в аудиовизуальном произведении. Видится, что право на вознаграждение, предусмотренное п. 3 ст. 1263 ГК РФ, принадлежит только композитору, не являющемуся автором аудиовизуального произведения. Видится, что такая трактовка является вполне логичной, композитор — автор аудиовизуального произведения — имеет право на вознаграждение, поскольку является автором указанного произведения, и имущественные права гарантированы в силу признания его автором (например, фильма), в свою очередь, автору музыкального произведения отказывается в признании его автором аудиовизуального произведения, однако предоставляется право на получение вознаграждения. Иное истолкование не позволяет ответить на вопрос: почему одному из авторов аудиовизуального произведения предоставлено право на вознаграждение при каждом использовании такового, а другим — нет.

Из содержания Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» подобное толкование с очевидностью не следовало, в частности, Закон не содержал формулировки «музыкальное произведение, использованное в аудиовизуальном произведении», что позволило автору музыки, специально написанной к фильму «Ночной дозор», получать вознаграждение с кинотеатров, что вряд ли можно признать обоснованным, поскольку свое вознаграждение он уже получил, но только как один из авторов фильма.

4. Пункты 4 и 5 комментируемой статьи определяют соотношение прав организатора создания аудиовизуального произведения и авторов произведений, вошедших составной частью в указанное произведение. Общее правило, которое вытекает из положений ст. ст. 1240 и 1263 ГК РФ, сводится к тому, что организатор создания сложного произведения приобретает исключительные права на основании соответствующих договоров с каждым из авторов. В этом случае, организатор вправе использовать аудиовизуальное произведение по своему усмотрению. В отсутствие соответствующих договоров исключительные права на аудиовизуальное произведение сохранятся за авторами, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, а исключительные права на произведения, вошедшие в состав аудиовизуального произведения, — за каждым из творцов соответственно.

Другой комментарий к Ст. 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье 1263 определяется правовой режим аудиовизуального произведения — один из самых сложных и «многослойных».

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным. Однако закон не проводит такого различия, в т.ч. в целях упрощения конструкций норм, регулирующих отношения по созданию и использованию таких произведений.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра — на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

2. Аудиовизуальное произведение состоит из разных категорий объектов, и на такие объекты возникают разные категории прав.

[2]

Как произведение особого вида, состоящее из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, аудиовизуальное произведение имеет трех авторов: режиссера-постановщика, автора сценария и композитора, специально создавшего музыкальное произведение для аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263). Каждый из этих авторов имеет свою творческую функцию и затрачивает свои творческие усилия, значение которых таково, что закон связывает с ними признание соавторства на аудиовизуальное произведение.

Режиссер-постановщик — центральная фигура, организующая и возглавляющая творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

По своему правовому положению режиссер-постановщик отличается от сценариста и композитора. Последние в принципе могут использовать созданные ими сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения. Сценарий может быть переработан, переведен на другой язык, использован иным образом отдельно от аудиовизуального произведения. Это же относится и к музыке, которая может звучать не только при демонстрации аудиовизуального произведения, но и на радиостанции, публично исполняться и т.д. Но при этом все трое являются соавторами аудиовизуального произведения.

3. Аудиовизуальное произведение может включать и иные произведения иных авторов. В этом проявляется специфика аудиовизуального произведения как сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ).

Во-первых, аудиовизуальные произведения могут включать произведения, ранее существовавшие. Например, музыкальное произведение, которое уже существовало, но вошло составной частью в аудиовизуальное произведение.

Во-вторых, они могут включать произведения, которые созданы в процессе работы над аудиовизуальным произведением и вошли в них составной частью (п. 5 рассматриваемой статьи). Так, художник-постановщик или художник по костюмам могут создавать новые произведения специально для аудиовизуального произведения. Однако они не признаются соавторами аудиовизуального произведения в целом, в отличие от сценариста и композитора.

В-третьих, аудиовизуальные произведения включают объекты смежных прав и, прежде всего, исполнения. Актеры, певцы, музыканты, как задействованные в постановке соответствующего фильма или иного аудиовизуального произведения, а также иные исполнители (стихов, песен, музыки) создают целый ряд объектов смежных прав, которые также являются частью аудиовизуального произведения как сложного объекта.

В соответствии с п. 5 рассматриваемой статьи (в отношении произведений) и п. 3 ст. 1315 ГК (в отношении исполнений), а также в соответствии со ст. 1240 ГК указанные лица обладают исключительным правом на свои произведения (исполнения), если только оно не было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к этим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер) является третьей категорией правообладателей, появляющихся в связи с созданием аудиовизуального произведения.

Читайте так же:  Как оформить гараж и землю под гаражом в собственность

5. Продюсер представляет собой лицо, которое организовало создание сложного объекта (аудиовизуального произведения), поэтому его права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК.

Анализ указанной статьи с учетом как «многослойности» аудиовизуального произведения, имеющего трех авторов, так и наличия других объектов авторских смежных прав, включаемых в аудиовизуальное произведение, приводит к выводу о том, что продюсер приобретает право использования как аудиовизуального произведения в целом, так и отдельных объектов, входящих в его состав.

Причем такое право использования в отношении произведений и объектов смежных прав, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение, возникает, по общему правилу, на основании договора об отчуждении исключительного права, если соглашением не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1240 ГК РФ). В отношении объектов, которые ранее существовали, действует правило о лицензионном договоре (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

Но даже когда продюсер получил право использования соответствующего объекта, включенного в аудиовизуальное произведение, на основании лицензионного договора, условия этого договора не могут ограничивать право продюсера использовать данный объект в составе аудиовизуального произведения под страхом недействительности таких условий (п. 2 ст. 1240 ГК РФ).

Помимо этого, продюсер вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).

6. Говоря о ст. 1263, необходимо остановиться и на еще одном моменте — праве композитора на вознаграждение за использование его музыкального произведения, предусмотренное п. 3.

В части 4 ГК не закреплено право на вознаграждение как отдельное право в отношении результатов творческой деятельности. Это связано с тем, что исключительное право (как право имущественное) уже предполагает возможность получить вознаграждение при распоряжении им на условиях возмездности. Ситуация не меняется и при использовании объектов авторского права с выплатой соответствующего вознаграждения (например, в случае, указанном в ст. 1245 ГК РФ), поскольку это связано с особенностями реализации исключительного права при использовании, не предполагающем получения согласия правообладателя.

Случай же, указанный в комментируемом положении, особый. Формулировка данного положения — композитор сохраняет право на вознаграждение — предполагает непередаваемость данного правомочия. То есть даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение. В связи с этим возможны две теоретические трактовки данного права: как определенного специального права композитора, относящегося к иным интеллектуальным правам, либо как правомочия, которое входит в исключительное право, но не может быть отчуждено, а остается у композитора. Но при любой трактовке налицо связь с личностью композитора.

Личный характер данного права предполагает, что оно не может перейти по наследству, т.к. никакого отличия в сингулярном и универсальном правопреемстве применительно к данному случаю не существует.

Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

Рассматривая особенности правового регулирования музыкальных произведений, мы обратили внимание, что зачастую они являются сложными объектами. Аудиовизуальным произведениям по российскому законодательству отводится особое место в связи с множеством нюансов, касающихся как статуса самих объектов, так и режима авторских прав на него.

Общие положения

В соответствии с п. 1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма). В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст. 1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц. Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См., например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства. Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20 th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них. Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам. Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Читайте так же:  Ответственность за несвоевременную уплату алиментов

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к Ст. 1263 ГК РФ

1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

— состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

— может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;

— воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения — и на слух;

— воспринимается как сложный объект;

— воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин «аудиовизуальное произведение» в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы — за автором или соавторами. Кроме того, абзац третий этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве» предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

[3]

Закон об авторском праве и смежных правах давал в ст. 13 аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (ст. 7).

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» . Фильм — это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора), осуществляемая юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.

2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор — автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения — это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист — это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор — это автор музыкального произведения, используемого в фильме.

Читайте так же:  В чем заключается производственный контроль по охране труда на предприятии – система проведения

3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм — его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, в котором сказано:

«Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом».

В том случае, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.

Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.

Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

[1]

Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

Кроме того, авторы всех произведений, вошедших в состав аудиовизуального, лишены права на отзыв (ст. 1269 ГК).

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более 10 (десяти) лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран всего мира;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при получении заявки на выдачу разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд, представленной юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, одновременно содержащей следующие условия:

— исключительные права включают полномочия на пользование одним и более способами, предусмотренными законодательством об интеллектуальной собственности;

— срок использования исключительных прав составляет более трех лет;

— территория распространения исключительных прав включает территорию стран, расположенных на двух и более географических континентах;

— исключительные права включают полномочия на использование более 60% от хронометража каждого объекта интеллектуальной собственности;

при принятии Гостелерадиофондом решения о необходимости выдачи Роспечатью разрешения на заключение лицензионного договора о предоставлении Гостелерадиофондом заявителю исключительных прав Российской Федерации на аудиовизуальные произведения (за исключением кинофильмов), передачи, фонограммы, полномочия по распоряжению которыми возложены на Гостелерадиофонд.

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права. Е. Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальное произведение рассчитано, прежде всего, на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука. Поэтому, как отмечается в науке, главным признаком таких произведений является возможность зрительного восприятия. Однако в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений имеют звуковое сопровождение, что и предопределило их название: аудио произведения – произведения воспринимаемые на слух, и визуальные произведения – произведения, воспринимаемые зрительно.

Рассматриваемое произведение является сложным объектом, поскольку состоит из нескольких произведений, как одного автора, так и нескольких авторов. Произведения, включенные в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него. Как отмечает Н.П. Корчагина, «в отдельных случаях произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе непосредственного создания аудиовизуального произведения, в связи с чем существуют неотделимо от аудиовизуального произведения». По мнению автора «данные особенности позволяют отнести аудиовизуальное произведение к неделимым объектам».

Читайте так же:  С чего платятся алименты

Аудиовизуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Аудиовизуальное произведение может сопровождаться или не сопровождаться звуком. Строго говоря, то произведение, которое звуком не сопровождается, является просто визуальным.

С точки зрения используемых технических средств аудиовизуальные произведения могут подразделяться на кинематографические, телевизионные или видеоленты. С точки зрения жанра – на игровые фильмы, документальные, мультипликационные, сериалы, программы и передачи, не являющиеся фильмами.

Поскольку аудиовизуальное произведение состоит из совокупности изображений, воспринимаемых с помощью слуха и зрения, оно имеет трех авторов, каждый из которых обладает своей творческой функцией и затрачивает свои творческие усилия. В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами рассматриваемых произведений являются:

3) композитор, специально создавший музыкальное произведение для аудиовизуального произведения.

Режиссер-постановщик является центральной фигурой, организующей и возглавляющей творческий процесс создания аудиовизуального произведения. Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения, выстраивает сюжет, круг задействованных лиц, перечень и описание сцен и т.д. Композитор создает музыку, влияние которой на восприятие аудиовизуального произведения для публики таково, что очень часто без соответствующей музыки аудиовизуальное произведение не осознается, а лишь небольшой музыкальный фрагмент сразу связывает память с образами и сценами аудиовизуального произведения, в котором эта музыка прозвучала.

Остальные авторы, результаты творческой деятельности которых используются при создании аудиовизуального произведения, считаются авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, независимо от того, когда они были созданы – до или в процессе работы над таким произведением. При этом они сохраняют исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Как отмечает И.А. Близнец, «такое деление на две категории авторов является абсолютно условным и связанным в основном со стремлением ввести формальное понятие авторского права на аудиовизуальное произведение в целом и закрепить в законодательстве особую фигуру обладателя прав – изготовителя аудиовизуального произведения (продюсера)».

В соответствии с п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Формулировка «композитор сохраняет право на вознаграждение» предполагает непередаваемость данного правомочия, т.е. даже при отчуждении исключительного права композитор все равно сохраняет право на вознаграждение.

Отдельно законодатель регулирует права продюсера – лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. Изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Как бы то ни было, очевидно, что фильм, как и другие аудиовизуальные произведения, создается творческими усилиями многих лиц, что дает теоретические основания для признания их соавторами. Однако и в прежнем, и в ныне действующем законодательстве данный вопрос решен иным образом. Согласно ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на любые фильмы (за исключением любительских) принадлежало предприятиям, осуществившим их съемку.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ -«Об авторском праве и смежных правах» авторами аудиовизуального произведения признаны три лица: режиссер-постановщик, сценарист и автор музыки, специально созданной для этого аудиовизуального произведения. Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом. В этом по российскому законодательству проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений1.

Говоря о телевизионных произведениях как самостоятельной разновидности охраняемых законом аудиовизуальных произведений, закон имеет в виду лишь такие произведения, которые специально созданы для показа по телевидению. Нет никаких оснований для отнесения к их числу произведений литературы и искусства, которые были опубликованы ранее и использованы телевидением без переработки. В этом случае их показ по телевидению должен рассматриваться только как способ их использования. Поэтому, например, театральный спектакль, переданный по телевидению, не становится в силу этого особым телепроизведением.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время правовой режим аудиовизуальных произведений имеют и видеозаписи. Закон РФ -«Об авторском праве и смежных правах» в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 141-142), следуя опыту западных стран и руководствуясь Римской конвенцией, не отнес их к объектам смежных прав, с которыми они совпадают по своей сущности. В этих условиях видеозаписи должны рассматриваться и охраняться как особый вид аудиовизуальных произведений, поскольку полностью отвечают закрепленным законом признакам последних.

Источники


  1. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  2. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  4. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  5. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here