Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ

Экспертное мнение на тему: "Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Профильное обучение в школе

Содержание занятия должно выходить за пределы школьной образовательной программы. Это своеобразная реклама работы учителя: чем интереснее будут его занятия, тем больше детей в 10-11 классах захотят осваивать профиль по его предмету.

Целью занятий будет осознание ребенком: хочет и может ли он сам усиленно изучать физику или химию, или еще какой-то предмет.
Родители, активно принимающие участие в будущей судьбе своего ребёнка, смогут понять, стоит ли его «толкать» в определенную профессию.
Учителя занимаются составлением индивидуальных рекомендаций для детей, формируют перечень предметов, наиболее легко усваиваемых каждым конкретным учеником.
Итак, подготовительный этап пройден. Вы понимаете, что ваш ребенок наиболее склонен к определенному направлению в науках (физико-химическое, биолого-химическое, гуманитарное и т.д.). И хотя еще не можете определиться с его будущей профессией на все сто процентов, но зато в оставшиеся два года (10-11 классы), сын или дочь будут изучать в усиленном режиме предметы того профиля, к которому у них есть не только склонность, но и желание их осваивать.

Плюсы профильного обучения:

Изучение в усиленном режиме самых важных для ребенка предметов;

Возможность сдавать ЕГЭ по этим же дисциплинам и большая вероятность успешного прохождения экзаменационных испытаний;

Более грамотный подход к выбору профессии;

Психологическая адаптация в восприятии информации о выборе ребенка (в случае несовпадения мнения родителей и детей по поводу будущей профессии ребенка).

В МБОУ «СОШ № 9 г.Горно-Алтайска» осуществляется обучение по трём направлениям: социально-гуманитарное, социально-экономическое и спортивно-технологическое.

9 вопросов – 9 ответов, которые нужно знать каждому старшекласснику и его родителям.

1. Вы знаете, что такое профильное обучение?

Профильное обучение – это специализированная подготовка в старших классах средней школы с целью получения на базе основного общего образования (9 классов) углубленных знаний по предметам отдельных областей.

2. Сколько и какие профили выделяются на старшей ступени средней школы?

Предполагается, что система профильного обучения будет включать следующие направления: гуманитарный, социально-гуманитарный, социально-экономический, математический, физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, естественно-научный, художественно-эстетический и другие.

3. Что предполагает предпрофильная подготовка?

Предпрофильная подготовка – это предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности через прослушивание серии курсов, которые должны быть построены по принципу учебных модулей и, носить, краткосрочный характер.

[2]

4. Где можно получить профильное образование?

Профильное образование можно получить:
в обычной средней школе, реализующей один (однопрофильная) или несколько (многопрофильная) выбранных профилей;
в системе непрерывного образования, которая предполагает как один из вариантов объединение школ с вузами соответствующего профиля и организацию профильного обучения посредством дистанционных курсов, выстраивание индивидуальных образовательных программ и т.д.

5. Какие профильные общеобразовательные предметы планируется ввести в рамках социально-гуманитарного направления?

В рамках социально-гуманитарного направления наряду с базовыми общеобразовательными областями: филология, математика, информатика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физкультура, присутствуют элективные курсы по выбору обучающихся.

6. Что такое элективные курсы?

Элективные курсы – обязательные для посещения спецкурсы по выбору обучающихся, входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы и выполняют две функции:

«поддержка» основных профильных предметов на заданном стандартом уровне;

внутрипрофильная специализация обучения и построение индивидуальной образовательной траектории.

7. Предполагается ли проведение Единого тестирования по тому или иному профильному направлению?

Единый государственный экзамен уже стал реальностью для выпускников.

8. Что такое «портфолио» старшеклассника?

Индивидуальный портфель («портфолио») образовательных достижений – результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности.

9. Вы хотите уже сейчас использовать возможность и определиться какое профильное направление вы бы хотели выбрать?

Для этого необходимо как можно больше узнать о той профессии, которой вы хотите посвятить свою жизнь. В этом вам помогут рассказы родителей, учителей, психолога, друзей и знакомых, чтение научно-популярной литературы, различного рода экскурсии и, конечно же, собственный интерес. При этом нельзя забывать о своем здоровье, физическом состоянии и требованиях, которые предъявляет та или иная профессия к человеку.

Ответственные за наполнение страницы:

Миклюшева В.Ф., заместитель директора по УВР

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРОФИЛЬНЫХ 10-11 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В настоящее время разрабатывается модель непрерывного профессионального образования, включающая в себя профильное образование, среднее, высшее и дополнительное профессионально-педагогическое образование.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа (10-11 или 11-12 классы или даже 10-12 классы) предназначена дать учащимся общее образование и углубленную подготовку по профилю для получения соответствующего профилю профессионального образования.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

Читайте так же:  Отзыв заявления об увольнении по собственному желанию

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Для технологического профиля рекомендованы информационные технологии, автодело и техническое обслуживание автомобиля, агротехнологический, индустриально-технологический и другие специализации технологического профиля (технологии сферы обслуживания, медицина, педагогический и др.)

Изучение технологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

освоениеполитехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки;

овладениепрофессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;

развитиекачеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности;

воспитаниеинициативности и творческого подхода к трудовой деятельности;

формирование готовностик продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, трудоустройству.

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии.

По примерному учебному плану для индустриально-технологического профиля (от 23 декабря 2003) на изучение предмета технология отводится 8 часов в неделю. Содержание профильного учебного предмета формируется на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования(на примере стандарта подготовки специалиста по рабочей специальности «автослесарь»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10460 —

| 7302 — или читать все.

Профильные классы: профориентация школьников

Профильное обучение – это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.

Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в ВУЗы. В сложившейся практике обучение осуществляется в соответствии с тем или иным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим. В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональному профилю – педагогическому, медицинскому, юридическому, экономическому, инженерному и так далее. Так, например, если в школе есть медицинский класс, дети идут туда целенаправленно, собираясь поступать в соответствующий ВУЗ.

Стоит ли детям выбирать профиль обучения или лучше остаться в общеобразовательном классе? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Учеба по общеобразовательной программе делает среднее образование более сбалансированным. В то же время, у профильного обучения есть свои преимущества. Это, например, его профессиональная направленность, которая помогает старшеклассникам в выборе и освоении основ знаний по профессии. Поэтому выбор скорее зависит от целей ребенка. Конечно, в девятом классе он может не быть таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно, и родители, а также преподаватели и детский психолог, могут помочь ему в этом.

Профильное обучение также можно рассматривать как средство повышения качества и эффективности общего образования. При таком типе обучения в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным дисциплинам, и лишь около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением предметов. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в высшие учебные заведения.

Читайте так же:  Повышение пенсий трудящимся пенсионерам с 1 августа

Как выбрать профиль обучения в школе

Нередко подросток выбирает профиль обучения, основываясь на том, что ему нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или в данной школе нет желаемого профиля, а в другую школу переходить не хочется. Школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Начинается такая подготовка в восьмых-девятых классах.

Курсы по выбору учащихся

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение учащихся, которое направлено на осознанный выбор профиля обучения. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в конечном итоге – профессии. Продолжительность одного курса – одна четверть. Это позволяет учащимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очередности.

Помощь родителей

Значительное влияние на профессиональный выбор ребенка оказывают его родители и ближайшие родственники. Взрослым следует понимать всю ответственность за те советы и пожелания, которые они адресуют своему чаду. Самое главное в таких случаях – помнить о том, что задача родных – помочь ребенку определиться с профессией, а не сделать выбор вместо него. Чтобы этот выбор был не только самостоятельным, но и осознанным, важно подготовить к нему ребенка. Помогите ему найти информацию о профессиях, рынке труда, вариантах образования и вместе разберитесь с ней. Научите его обращать внимание свои ключевые способности и сопоставлять их с особенностями различных профессий и конкретных мест работы. Для диагностики интересов, способностей и личностных качеств существуют психологические тесты, многие из которых можно найти в свободном доступе и пройти самостоятельно. Предложите ребенку пройти тест на профориентацию. Пусть он не до конца поможет с выбором профессии, но так хотя бы подросток сможет определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.

Наблюдательный родитель может обойтись и без специальных инструментов диагностики. Для этого взрослым важно знать наиболее яркие качества ребенка (его интересы, способности, характер). Выпишите их на лист бумаги и попробуйте подобрать к ним наиболее подходящие профессии. Поможет в этой работе хороший кругозор и знание сути различных профессий. Узнать о том, как помочь ребенку выбрать профессию, вы можете узнать на портале «Я-родитель».

Расхождения между родителями и детьми из-за выбора ребенком будущей профессии могут приводить к серьезным конфликтам. Как разговаривать с подростком, если он, то молчит, то раздражается в ответ на ваши замечания? Ответ на этот вопрос дает семейный психолог Римма Теперик.

Мария Борисова,
специалист
Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»

Пройдите данный тест вместе с ребенком и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также о том, что думает об этом подросток.

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ,
методическая разработка (9 класс) по теме

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Методическая разработка родительского собрания. Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. (Информация для родителей). Как правильно выбрать будущую профессию.

Вложение Размер
kak_vybrat_profil_obucheniya.docx 19.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«Как выбрать профиль обучения».

Цель : проинформировать родителей о профильном обучении в старшей школе, предпрофильной подготовке девятиклассников и о возможных путях получения образования после окончания 9 класса; о возможных путях взаимодействия со своими детьми в вопросах выбора пофессиии.

Подготовка к собранию:

  1. Анкетирование учеников.
  2. Подготовка анкеты для родителей.

После анкеты идёт обсуждение результатов и подводится итог об актуальности первичного профессионального самоопределения девятиклассников, предварительного выбора профиля обучения.

Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. (Информация для родителей).По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Учащиеся 10-11 классов могут выбирать профиль обучения, то есть изучать актуальные для себя дисциплины в большем объёме. Предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, школьники осваивают менее углублённо. Поэтому важная задача, которая решается в период обучения в 9 классе, — предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения школьников в старших классах, их подготовка к следующей ступени образования, а в целом к их будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста.

Учащиеся, оканчивающие 9 класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация в отношении не только выбора «профиля вообще», но и конкретного места и формы продолжения образования.

Если профильная школа характеризуется разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Это предпрофильные курсы «выросли» из давно забытых факультативов, которые раньше помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очерёдности.

В плане работы школы предусматривается информационная работа с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приёма, посещение дней открытых дверей так далее, а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование).

Читайте так же:  Требования фгос ооо к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образо

Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребёнка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.

  1. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.

Анкетировались 21 учащихся.

Из них 16 желают продолжить обучение в школе;

2 продолжат образование в колледже;

3 ещё не решили, где будут учиться.

9 человек выбрали свою профессию;

12 ещё не определились в выборе.

Главный советчик при выборе профессии – это родители и учителя.

  1. Как помочь ребёнку правильно выбрать будущую профессию. (Информация для родителей)

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опираясь на результаты успеваемости, учащийся часто совершает и соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор оказывает влияние личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение школьниками своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Школа и содержание образования, предлагаемое в ней учащимся, не являются, как может показаться на первый взгляд, значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребёнка стремление к продолжению учёбы. Многие понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, определённых статусов практически детерминируется учёбой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по Интернету считают, что их дети должны получить высшее образование.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности своего ребёнка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке учащихся после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем даже мнение родителей и учителей. Поэтому немало школьников выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно с друзьями». Подростки выбирают углублённое изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы вместе с другом поступить в один и тот же вуз и так далее.

Родителям при общении с детьми необходимо учитывать степень влияния сверстников на выбор профессии ребёнком, а так же насколько это влияние положительно. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

В декабре 2011 года в классе проводился классный час «В мире профессий» с участием родителей класса. Они рассказали детям о профессии военного, врача, инженера-технолога химической промышленности и экономиста.

  1. Подведение итогов собрания.

Эта тема очень актуальна в данный период, ведь время летит быстро и в скором времени наши дети окажутся перед выбором. Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.

Анкета для учащихся.

  1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
  2. После окончания 9 класса:

-Ты продолжишь обучение в 10 классе;

-Пойдёшь учиться в колледж;

  1. Выбрал ли ты уже профессию?
  2. С кем ты посоветуешься при выборе профиля обучения:

— С сотрудниками школы

5. В какой класс ты хочешь поступить и почему?

Анкета для родителей.

  1. Обсуждали ли Вы с ребёнком его профессиональное будущее?
  2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования?

Где Ваш ребёнок планирует продолжить своё образование?

  1. Доверяете ли Вы своему ребёнку самостоятельно сделать первичное профессиональное самоопределение?
  2. Считаете ли Вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребёнка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
  3. Знаете ли Вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

[1]

  1. Решение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об

одобрении Концепции модернизации российского образования на

период до 2010 года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?»9 кл.

Определение наиболее предпочитаемых профилей обучения, исследование дальнейших планов обучения учащихся седьмых классов.

Задача обучения учащихся швейному делу заключается в эле­ментарном ознакомлении школьников с тканями и другими швей­ными материалами, в привитии навыков выполнения ручных и машинных работ на примере и.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса «Слагаемые выбора профиля обучения.».

Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории.

Родительское собрание по теме: «Роль родителей в выборе профиля обучения».

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Читайте так же:  Можно ли отказаться от завещания в пользу другого лица

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс «Математическая статистика» позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Профильное обучение в школе. Это что такое?

Автор: Юлия Юткина | Источник: Личные Деньги

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Читайте так же:  Вопрос — ответ

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на так называемое «профильное обучение». Причем, в некоторых школах в рамках эксперимента такое образование уже существует. В данной статье мы попробуем разобраться, что же это за обучение и в чем состоят его преимущества.

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: Естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения — универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный — литературы, русского и иностранных языков.

Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации. Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в любой школе, в зависимости от ее возможностей и выбора, может состоять из классов следующих видов:

    Профильных классов, функционирующих в системе «школа-вуз». Профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы. Классов углубленного изучения профильных предметов.

С точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения предпочтительнее всего, конечно, классы типа «школа-вуз». В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза — также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Отсюда вытекает и Ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

    отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения; невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп; сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели.

Таким образом, профильное обучение — вещь полезная и хорошая. Но вряд ли с 2006 года реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции «профильного обучения». С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире «живет» не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться «специализацией». Очень часто «универсальный профиль» — отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

Источники


  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  5. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
Как выбрать профиль обучения в старших классах общеобразовательных школ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here