Разработка образовательных программ

Экспертное мнение на тему: "Разработка образовательных программ" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Понятие образовательной программы системы дополнительного образования. Проектирование образовательных программ

Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования мето­дики проектирования образовательного процесса.

Проектирование— сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:

— прогнозирование желаемых результатов на основе про­блемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;

— воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и пред­полагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогичес­кая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.

Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятель­ности которого лежат образовательные программы.

Программа— нормативно-управленческий документ, от­ражающий план и содержание деятельности педагога, уч­реждения, объединения и целого региона.

Образовательная программа— документ, содержащий ос­новные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматри­вать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения допол­нительного образования детей.

Понятие образовательной программы дополнительного образования детей

Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную про­грамму педагога дополнительного образования.

Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных про­грамм: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образо­вательным потребностям ребенка, направленных на его са­мореализацию, достижение им определенного уровня образо­ванности, развития и адаптации».

Программа учреждения определяет цели и ценности об­разования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.

Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности уч­реждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся мате­риально-технической базы.

Образовательная программапедагога дополнительного обра­зования — это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а так­же порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).

2. Функции образовательной программы

Любая образовательная программа выполняет следующие основные функции:

нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выпол­нения в полном объеме;

функция целеполаганиязаключается в том, что в про­грамме определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;

функция фиксацииопределяет состав элементов содер­жания, подлежащих усвоению детьми;

процессуальная функцияозначает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения ма­териала, основные формы и методы обучения детей;

оценочная функция определяет уровни усвоения эле­ментов содержания, объекты контроля и критерии оценки.

[1]

Общие требования к образовательным программам пе­дагога:

1. Единство методологических основ построения учебных программ.

2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.

3. Взаимосвязь с другими образовательными программа­ми в рамках образовательной программы учреждения, отра­жение целостного (не фрагментарного) объема знаний.

4. Включение в программу всех элементов содержания, необ­ходимых и достаточных для реализации поставленных целей.

5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.

6. Преемственность элементов содержания программы.

7. Соответствие требованиям системности и преемствен­ности в построении образовательного процесса.

8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8769 —

| 7499 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

· формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способных к деятельности;

· приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

· подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;

· воспитание образованного человека, умеющего применять знания в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям, гражданина XXI века;

· становление человека нравственного, способного к духовной самореализации в отношениях с людьми, к социальной адаптации и корректировке своего поведения в сложном меняющемся мире;

· формирование личностных качеств, связанных с мотивацией к непрерывному совершенствованию уровня образованности, развитием способности к личностному самоопределению и социальной адаптации, готовности к ценностному и профессиональному самоопределению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9378 —

| 7426 — или читать все.

Что такое образовательная программа

Статьи по теме

  • общеобразовательные (начального, основного и среднего образования);
  • профессиональные.

Что такое образовательная программа: нормативная база понятия

  • формировать общую культуру личности, способствовать социальному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию подростков;
  • создавать базу для саморазвития, осознанного выбора жизненного пути и дальнейшей профессиональной деятельности;
  • оптимизировать процесс адаптации учащихся в обществе;
  • оказать содействие в развитии творческих способностей учащихся, сохранении и укреплении их физического и психического здоровья.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

  • природосообразности — соответствия материала, форм работы и последовательности их использования психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • преемственности уровней образования и формирования готовности к самостоятельному и дальнейшему обучению, реализации метапредметных связей;
  • интеграции теории и практики, направленности на формирования основных компетенций;
  • коммуникативности, взаимосвязи развития, обучения и воспитания, необходимой для социокультурного роста школьников.
  • общеразвивающие — направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные — направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные — помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.
Читайте так же:  Нотариус и наследственные дела

Разновидности образовательных программ образовательного учреждения

  1. Основные ОП — документы, регламентирующие условия организации учебно-воспитательного процесса, содержание учебного плана и календарного учебного графика, программ внеурочной деятельности и рабочих программ учебных дисциплин и курсов. ООП школы разрабатывается на базе примерной ООП, учитывая образовательные потребности учащихся, национальные, региональные и этнокультурные особенности, тип образовательного учреждения, кадровое обеспечение и его материально-техническую базу. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются едиными для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования.
  2. Дополнительные ОП — направлены на осуществление запросов участников образовательных отношений, которые выходят за рамки содержания основной программы. Дополнительные не ставит перед собой цель соответствовать федеральным стандартам. Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей, именно поэтому они связаны с предоставлением образовательных услуг.
  1. Типовые — разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами.
  2. Модифицированные — базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов.
  3. Экспериментальные — это инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель — разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями.
  4. Авторские образовательные программы — это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта. Авторские программы часто используются в качестве дополнительных для более детального и тщательного освоения материала курса на факультативных занятиях. Такие программы учитывают логику подачи материала, актуальные законодательные нормы и методические рекомендации.

Авторская образовательная программа в педагогике — это, в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучения наследия педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. В авторских программах может быть предложен собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и навыков школьников. Сегодня выделяют такие формы организации авторских разработок:

  • комплексные — все дисциплины, преподающиеся на курсе, составляют единое целое и изучаются комплексно;
  • интегрированные — изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, объединенных между собой по смыслу (такая форма знакомит учеников с практической стороной учебных дисциплин, позволяет понять, что все в мире взаимосвязано, учитель может интегрировать уроки, например, изучая определенные понятия, предложить учащимся изобразить их, объединив несколько дисциплин в рамках одной темы);
  • модульные — состоят из несколько больших по охвату знаний тем, объединенных логической взаимосвязью, модули изучаются отдельно друг от друга, а по окончанию каждого из них ученики должны уметь оперировать базовыми понятиями, решать нестандартные задачи, применять полученные знания на практике.

Структура образовательной программы школы по ФГОС

  • в начальной школе обязательная часть программы составляет 80 %, а вариативная — 20 %;
  • в среднем звене — пропорция меняется на 70 / 30 %;
  • в старшей школе — обязательная часть ОП составляет 60 %, а формируемая участниками образовательных отношений — оставшиеся 40 % объема.

  • пояснительная записка — вступительный раздел, в котором дается основная информация о целях и задачах документа;
  • ожидаемые результаты — перечень навыков и умений, универсальных учебных действий и компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по итогам освоения программы;
  • учебный план — раздел, на основании которого педагоги осуществляют календарно-тематическое планирование, распределяя содержание учебной дисциплины;
  • блок универсальных действий — обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть — методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки — их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность — направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и эффективной организации документооборота в школе рекомендуем пройти обучение по программе «Документы образовательной организации».

Читайте так же:  Как открыть магазин бытовой химии зарабатываем на шампунях и порошках

Институт развития дополнительного
профессионального образования

Адрес: 115093, Москва,
1-й Щипковский пер., 20, офис 712
Телефон: +7 (499) 236-05-16 Моб.тел: +7 (926) 244-66-26 Почта: [email protected]

Для образовательных организаций

Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов

Разработка образовательных программ

с учетом требований профессиональных стандартов

(пошаговый алгоритм проектирования ОПОП и ДПП)

25-26 сентября 2017 года

ФГБОУ ДПО «ИРДПО» объявляет набор на практико-ориентированные курсы повышения квалификации по разработке профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов.

Законодательство в сфере формирования профессиональных квалификаций развивается в направлении замены квалификационных характеристик профессиональными стандартами. Создана нормативная правовая база разработки профессиональных стандартов: утверждены порядок разработки и применения, уровни квалификаций, макет профессионального стандарта и др.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание основных и дополнительных профессиональных программ должно учитывать требования профессиональных стандартов.

Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 января 2015 года № ДЛ-1/05) и Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 года № ВК-1032/06).

Экспертами ФГБОУ ДПО «ИРДПО» при участии профессорско-преподавательского состава ведущих вузов разработан пошаговыйалгоритм проектирования основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов, который прошел апробацию и утвержден в качестве рабочего при ведении образовательной деятельности.

В целях формирования профессионализма руководителей, преподавателей и специалистов образовательных организаций по проектированию и реализации основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования» (ФГБОУ ДПО «ИРДПО») при участии представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации объявляет набор слушателей на обучение по программе повышения квалификации:

Актуализация и разработка основных образовательных программ (ООП) и дополнительных профессиональных программ (ДПП) с учетом требований профессиональных стандартов

25-26 сентября 2017 года

Программа строится как проектная деятельность, состоящая из двух модулей.

Первый модуль проводится в форме проектно-аналитической сессии (экспертного семинара), на которой слушатели осваивают технологию составления описания цели, планируемых результатов образовательной программы на основе профессионального стандарта, оценочных средств и разработки кредитно-модульных ОПОП и(или) ДПП.

Второй модуль программы – стажировка слушателей с выполнением проекта по разработке ОПОП и(или) ДПП . Стажировка проводится на рабочем месте. Стажировка направлена на отработку полученных знаний, умений, навыков и выработку компетенций применения технологии проектирования образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Практическая работа выполняется под руководством и при консалтинговой поддержке преподавателей-экспертов (тьюторов). Стажировку по проектированию, внедрению и отработке макета программ слушатели проводят на материале конкретной образовательной организации. Результатом стажировки является проект: конкретная разработанная ОПОП, или ОПОП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), или ДПП, прошедшая экспертную оценку тьютора.

Основным результатом освоения программы является: разработанная на основе профессиональных стандартов ОПОП, или ОПОП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), или ДПП.

Локальными результатами освоения программы являются УМЕНИЯ:

  • анализировать требования профессиональных стандартов по соответствующему виду профессиональной деятельности
  • формулировать планируемые результаты освоения программы (знания, умения, навыки и компетенции) на основе соответствующего профессионального стандарта
  • разрабатывать контрольно-измерительных материалы для оценки качества ОПОП, ДПП и их составляющих
  • проектировать структурные компоненты (разделов) ОПОП и ДПП на основе макета образовательной программы, в том числе в рамках кредитно-модульного подхода;
  • обновлять основные профессиональные образовательные программы и дополнительные профессиональные программы с учетом требований действующего законодательства
  • умение включать в разрабатываемую программу актуальные требования работодателей

В программу включены следующие темы (информационные блоки):

  1. Нормативное правовое регулирование в сфере профессионального образования и дополнительного профессионального образования в условиях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Формирование Национальной системы квалификаций и системы профессиональных стандартов
  3. Структурные элементы профессионального стандарта и их соотнесение с элементами основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ
  4. Механизм учета требований профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательные программы и дополнительных профессиональных программ
  5. Конкурентное преимущество проектируемых программ на рынке образовательных услуг
  6. Алгоритм проектирования ОПОП и ДПП на основе профессиональных стандартов (практикум на основе заполнения макета)

Формы обучения: очно-заочная форма

Первый модуль осваивается в очной форме,

второй модуль – заочно.

Освоение очной части возможно в дистанционной форме – в режиме вебинара.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Участие в режиме вебинара предполагает интернет-трансляцию докладов участников семинара. Удаленные участники получат возможность выполнять задания, получать экспертную оценку на выполненное задание, задавать вопросы докладчикам и экспертам.

Если у вас есть вопросы или вы хотите заказать обратный звонок ( наши специалисты свяжутся с вами ),

Для регистрации на семинар и оформления документов на обучение необходимо на сайте ИРДПО www.irdpo.ru в разделе

Заявка на обучение заполнить и отправить форму заявки

Стоимость обучения по программе составляет 9 900 руб. (НДС не облагается)

Справки по телефонам: 8 (499) 787-71-61, +7 (926) 244-66-26, +7 (926) 244-16-85

E-mail:

И.о. Ректора ФГБОУ ДПО ИРДПО В.В. Безлепкин

5.2.2. Виды образовательных программ

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

[3]

1) дошкольного образования;

Читайте так же:  Что нужно для развода если есть дети

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

[2]

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновныеидополнительные.Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ, утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программыочерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

методические рекомендациипо вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

Читайте так же:  Правовые аспекты выписки из квартиры по доверенности

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Разработка и утверждение образовательной программы школы

Статьи по теме

Перед педагогическим коллективом стоит задача воспитывать и обучать детей, развивать УУД и обеспечивать школьников знаниями — миссия, которую непросто выполнить, не имея ориентира в образовательном пространстве. Направить педагогов, показать им опорные точки в работе призвана образовательная программа. Тем, кто утверждает образовательные программы школы, следует помнить, что именно этот документ определяет особенности взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса. Поэтому прежде, чем подписывать приказ об утверждении основной образовательной программы школы, необходимо убедиться, что ООП полностью соответсвует требования госстандарта.

Кто разрабатывает и утверждает образовательные программы школы

Основную образовательную программу школы разрабатывает сама учебная организация, ведь кто, как не руководство школы, знает образовательные потребности и запросы своих обучающихся. В разработке ООП НОО, помимо педагогов начальной школы, принимает участие весь педагогический коллектив, администрация, родительская общественность, члены совета школы.

Разработке ООП предшествует приказ директора, в котором утверждается состав рабочей группы, прописываются сроки и назначаются ответственные лица.

Срок программы учреждение определяет самостоятельно. Это может быть срок, по продолжительности соответствующий освоению конкретного уровня образования (программа начального общего образования — на 4 года, основного общего — на 5 лет, среднего — на 2 года).

Когда документ готов, он должен быть утвержден педагогическим советом. На титульном листе программы указываются номер и дата приказа, протокола педсовета. Затем ООП отправляется на рассмотрение директору учебного заведения, который издает приказ об утверждении основной образовательной программы школы.

При необходимости в образовательную программу можно вносить изменения, дополнения и корректировки. Предложения о возможных изменениях рассматривает методический совет. После того, как необходимые корректировки внесены в программу, следует вновь провести процедуру одобрения и подписать приказ об утверждении ООП у руководителя.

Оригинал основной образовательной программы хранится в кабинете у директора школы, заместитель директора по УВР хранит копию. Текст программы выкладывается на официальном сайте учреждения, с документом знакомятся учащиеся и их родители, поскольку и те и другие являются участниками образовательного процесса.

На основе чего разрабатываются образовательные программы?

В основу разработки ООП берутся следующие документы:

  • примерная образовательная программа основного общего образования, которую можно скачать на сайте Минобрнауки РФ;
  • положение о рабочей программе в условиях реализации госстандарта;
  • положение, которое определяет структуру программы, порядок ее разработки, утверждения и реализации, — документ является локальным нормальным актом школы и разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно.

При разработке образовательной программы школы необходимо иметь представление не только о требованиях госстандарта, но и об учебных планах для каждого уровня образования. Участники группы, кем разрабатывается образовательная программа, должны учитывать, что в состав примерной ООП школы входят:

  • учебный план начального общего образования, который составляется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 года);
  • учебный план основного общего образования (ФГОС), который подчиняется требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. N 1897);
  • учебные планы основного общего образования и среднего общего образования (ФКГОС), которые составляются в соответствии с базисным учебным планом, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312.

Образовательная программа школы: права и обязанности участников процесса

В число тех, кем разрабатывается образовательная программа, могут входить учителя начальной школы и учителя-предметники. В работе над ООП методическое объединение учителей начальных классов имеет ряд следующих обязанностей:

  • разрабатывает основное содержание образовательной программы: формирует учебный план, подготавливает и выносит на обсуждение рабочие программы учебных модулей, развивающих курсов, предметов;
  • отслеживает реализацию ООП НОО: предлагает внести коррективы на следующий год, обсуждает итоги;
  • согласовывает контрольно-измерительные материалы.

Методический совет школы утверждает учебные программы курсов, модулей, программ внеурочной деятельности. Педагогический совет рассматривает и выносит на обсуждение положения и разделы Программы. Текст зачитывается и рассматривается высшим управляющим органом образовательного учреждения.

Администрация школы обеспечивает организацию процесса по мере того, как основная образовательная программа разрабатывается, вплоть до окончательного утверждения документа. Руководство учебного заведения контролирует выполнение программы, оценивает достижения отдельных результатов ее реализации, организует итоговую аттестацию для учащихся, обеспечивает условия для практического осуществления программы.

Родители учащихся (законные представители) имеют право запрашивать у педагогического коллектива данные о расширении состава образовательных модулей, развивающих курсов и состава внеурочной деятельности. Родительский комитет может принимать участие в реализации Программы, оценивать выполнение ООП наряду с другими участниками образовательного процесса.

Коллегиальный орган государственно-общественного управления ОУ принимает образовательную программу школы, заслушивает директора или его заместителя о ходе реализации программы, помогает руководству в создании условий для выполнения программы.

Разработка основной образовательной программы ДОУ. Этапы разработки

Валентина Калугина
Разработка основной образовательной программы ДОУ. Этапы разработки

Первый шаг в разработке основной общеобразовательной программы – определение ее структуры и компонентов. В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа любого дошкольного учреждения состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Второй шаг в разработке основной общеобразовательной программы -создание системы мониторинга, которая на сегодня показала свою жизнеспособность (Нормативная модель качества жизнедеятельности ДОУ, Технологическая модель качества жизнедеятельности, Портфолио педагога, Портфолио воспитанника, Образ выпускника, Образ педагога, система уровневых и оценочных характеристик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития, уровень педагогического мастерства педагогов, информационный банк для хранения информации). При разработке этих документов мы учитывали и опирались на методические рекомендации МО от 21.10.2010 г. «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования на предмет ее соответствия ФГТ», существующие общие научные подходы к созданию основной общеобразовательной программы ДОУ, практический опыт дошкольных образовательных учреждений, опыт таких ученых педагогов, как В. И. Зверева, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др. Содержание и переодичность мониторинга тесно связаны с образовательной программой: «Развитие+».

Читайте так же:  Как решить спор с бывшей женой по выплате алиментов

Третий шаг – разработка Концепции образования, которая является исходным документом в разработке основной общеобразовательной программы и исходные идеи которой должны реализовываться в зависимости от миссии МБДОУ в построении модели образования через систему следующих основополагающих принципов: гуманитаризации, гуманизации развивающего образования, индивидуализации, дифференциации, интегративности, целостности, непрерывности, природосообразности.

Важным компонентом дошкольного образовательного процесса являются кадры. При реализации основной общеобразовательной программы самыми трудными являются изменения в сознании людей. Для решения поставленных задач создан образ педагога, то есть конкретный образ педагога, который можно получить через реализацию системы сопровождения (психолого — педагогическая служба, методическая служба).

Следующим четвертым шагом является разработка учебного плана ДОУ как составной части основной общеобразовательной программы, определение содержания образования. Учебный план дает ДОУ возможность определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, определить приоритетные направления в образовательной подготовке детей. Учебный план определяет требования к организации образовательного процесса в ДОУ, регламентирует образовательный процесс.

Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ предполагает решение поставленных перед ДОУ задач на определенный период, составление расписания НОД, режима жизнедеятельности детей, циклограмм образовательной деятельности в режиме дня, то есть организацию деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы.

Достаточно подробно в основной общеобразовательной программе представлен раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению всех образовательных областей». Его основное назначение – указать, за счет каких форм организации детской деятельности предполагается реализовать содержание образования, интеграцию образовательных областей. Разработка содержания данного раздела – пятый шаг.

Шестой шаг – разработка части, формируемой участниками образовательного процесса. Она представлена вариативной частью образования, в содержание которй которую входит региональный компонент, надстандарт, дополнительное образование, разделами: «Взаимодействие с семьей, социумом», «Система управления», «Система Сопровождения».

Вариативная часть образования представляет превышение содержания образования по всем образовательным областям. Реализация регионального компонента происходит через использование в образовательном процессе программы «Родные просторы», имеющей сертификат, УМК «Родничок», разработанный в результате деятельности ВНИКа, созданного по приказу Главного управления образованием Курганской области., программ дополнительного образования, разработанных педагогами ДОУ, принятых на педагогическом совете и утвержденных приказом заведующей ДОУ. Программа «Родные просторы» поможет детям дошкольного возраста познакомиться с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. Предназначение учебно-методического комплекса «Родничок». – помощь всем воспитывающим взрослым в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста, развитие у них взаимопонимания, гармонии и единства.

Система дополнительного образования реализуется через программы дополнительного образования детей, которые разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 о «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». В разделе «Система управления» определена организационная структура управления и функциональная модель управления.

Административное управление ДОУ осуществляет заведующая, заместители заведующей. Заведующая обеспечивает: координацию образовательного процесса. Заместители заведующей обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организацию контроля, самоконтроля, регулирования деятельности педагогического коллектива. В разделе «Взаимодействие с семьей, социумом» указываются формы взаимодействия, цели, задачи. Содержание этой работы конкретизируются в планах на год.

Таким образом, основная общеобразовательная программа – это система составляющих компонентов и связей между ними, объединенных приоритетными целями, концептуальными задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса. Смысл и ценность основной общеобразовательной программы ДОУ в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса, определить себя как целостную систему, где каждый элемент, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга. Основная общеобразовательная программа является результатом творческой работы коллектива, его стремления учесть конкретные образовательные потребности детей, запросы родителей. Принимается основная общеобразовательная программа на педагогическом совете ДОУ, утверждается приказом заведующей ДОУ.

Голосование без ограничений Теперь в текстовых конкурсах можно голосовать всем зарегистрированным пользователям. Время между голосованиями снижено до 1 минуты также.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разработка основной образовательной программы ДОУ. Пояснительная записка. Концепция Порядок разработки образовательной программы 1. Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей.

Источники


  1. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  2. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

  3. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
  4. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
  5. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Разработка образовательных программ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here