Собрание тсж полномочия и порядок работы

Экспертное мнение на тему: "Собрание тсж полномочия и порядок работы" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

ПРЕКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОМОМ ТСЖ

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

ПРЕКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОМОМ ТСЖ

Согласно Жилищному кодексу собственники помещений в многоквартирном доме в любой момент могут изменить способ управления домом. Безусловно, без данной нормы жилищное самоуправление было бы невозможным. Но в то же время именно благодаря этому положению закона очень часто возникает так называемая чехарда управляющих организаций, когда ТСЖ сменяет управляющую компанию, а через некоторое время собственники вновь обращаются к ней за услугами, и наоборот. Каковы последствия такой «чехарды», попробуем разобраться в данной статье.

Несмотря на то, что ТСЖ, на наш взгляд, является наиболее эффективной формой управления домом, следует признать, что ее полноценная реализация требует большой ответственности со стороны собственников жилья: недостаточно просто зарегистрировать ТСЖ, важно создать условия для его функционирования, а последнее подчас невозможно ввиду различных причин.

[3]

В связи с этим представим ситуацию, когда собственники помещений в доме выбрали в качестве способа управления ТСЖ, создали товарищество и зарегистрировали его в качестве юридического лица. Работа в ТСЖ не сложилась, вследствие чего через некоторое время собственники изменили способ управления на управляющую организацию и заключили договор с компанией. Что в этом случае делать с товариществом? Каков его статус?

ТСЖ — юридическое лицо и способ управления домом

Важно понимать, что ТСЖ в законодательстве рассматривается с двух позиций: как способ управления, альтернативный и несовместимый со способом управления посредством управляющей организации, и как юридическое лицо, которое в рамках договорных отношений вполне может сосуществовать с управляющей компанией.

Так, порядок создания ТСЖ и выбора способа управления многоквартирным домом регламентируется ЖК РФ, а порядок государственной регистрации ТСЖ в качестве юридического лица при его создании и ликвидации — ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации). Ни ГК РФ, ни указанный Федеральный закон не предусматривают никаких особых условий для регистрации создания и ликвидации ТСЖ, следовательно, и то и другое осуществляется в общем порядке, который рассмотрим ниже.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В связи с этим ошибочно считать, что при смене способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании ТСЖ автоматически прекращает свое существование.

Здесь уместно обратиться к ст. 161 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом (п. 2), а многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9). Казалось бы, нормы законов вступают в противоречие, но на самом деле такое противоречие отсутствует. Вновь обращаясь к услугам управляющей компании, собственники жилья на общем собрании решают вопрос о смене способа управления многоквартирным домом на управление посредством управляющей организации, то есть способ управления остается единственным. В этом случае ТСЖ обязано прекратить свою работу, а с управляющей компанией заключается договор, тем самым фактические действия по управлению общим имуществом в доме осуществляет не ТСЖ, а вновь выбранная организация.

Таким образом, ТСЖ продолжает свое существование даже при отсутствии потребности в нем до тех пор, пока оно не будет ликвидировано.

О необходимости ликвидации ТСЖ

Иногда собственники помещений в многоквартирном доме оставляют созданное ТСЖ (сознательно или нет) ввиду ряда причин.

Во-первых, так сказать, «про запас». Процесс создания товарищества очень трудоемкий, и бывает жаль проделанной работы. К тому же в случае, если работа управляющей компании будет неудовлетворительной, возобновить работу ТСЖ гораздо легче, чем создать его вновь.

Во-вторых, процедура ликвидации юридического лица — мероприятие достаточно сложное, и при потере интереса к товариществу заниматься этим будет некому.

В-третьих, собственники помещений в доме могут не задумываться о необходимости ликвидации ТСЖ.

На наш взгляд, собственникам помещений в доме важно решить судьбу ТСЖ еще при смене способа управления, оценив плюсы и минусы ликвидации товарищества. Это важно, поскольку благое желание оставить ТСЖ «для подстраховки» без соблюдения норм действующего законодательства и некоторых юридически значимых действий может привести к неприятным последствиям для граждан (в том числе финансового характера). Чтобы определить круг возможных проблем, обратимся к основаниям для ликвидации ТСЖ.

Основания для ликвидации ТСЖ

С точки зрения законодательства существует ряд оснований, при которых ТСЖ может и обязано быть ликвидировано. Оговоримся, что вопрос банкротства ТСЖ не является предметом рассмотрения в данной статье.

Так, Жилищный кодекс обязывает собственников помещений на их общем собрании принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества обладают не более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 141 ЖК РФ). Однако, как это часто бывает, есть обязанность, но нет санкции за ее неисполнение. Поэтому получается, что зачастую ТСЖ ликвидируется по данному основанию, только если кто-нибудь из заинтересованных лиц (управляющая компания либо кто-то из граждан) обратится в суд с иском о принудительной ликвидации.

Но может сложиться и такая ситуация, что ТСЖ, оставаясь бездействующим, имеет в своем составе достаточное количество членов. В этом случае решение вопроса о добровольной ликвидации, согласно пп. 2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ, остается за общим собранием членов ТСЖ. То есть совершенно не обязательно всем собственникам сначала выходить из состава товарищества, а только потом решать вопрос о его ликвидации.

При определенных условиях еще одним основанием для ликвидации ТСЖ может послужить решение суда, принятое по заявлению уполномоченного органа, о ликвидации юридического лица согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, а именно в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер, а также в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (иных правовых актов) и систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В нашем случае ТСЖ может быть ликвидировано судом, например, по заявлению налогового органа в связи с грубыми нарушениями налогового законодательства. Такими грубыми нарушениями могут стать неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, в частности, по уплате налогов, ведению учета доходов, расходов и объектов налогообложения, представлению налоговых деклараций, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 N 7745/00). Таким образом, бухгалтерию в ТСЖ при желании его сохранения в качестве юридического лица необходимо вести даже при отсутствии всякой деятельности.

Других оснований для ликвидации ТСЖ нет.

Финансовые и договорные обязательства ТСЖ

при смене способа управления

Читайте так же:  Контролирующие органы в сфере жкх

Прекращая свою деятельность, но продолжая существование, ТСЖ должно свести к минимуму свои договорные и финансовые обязательства. Это значит, что следует оплатить все работы и расторгнуть все договоры со сторонними организациями. Что касается судьбы средств, собранных с собственников помещений в доме и оставшихся после погашения всех обязательств, она может определяться по-разному.

По сути, эти средства при смене управляющей организации будут неосновательным обогащением товарищества согласно гл. 60 ГК РФ. На наш взгляд, наиболее бесспорным представляется вариант возвращения денежных средств собственникам помещений в доме, но технически это сделать достаточно сложно. Кроме того, в состав данных средств могут включаться деньги на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, передавать которые собственникам будет абсолютно нецелесообразно. Эти средства должны быть переданы вновь выбранной управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. Постановление ФАС ДВО от 17.03.2009 N Ф03-811/2009). Напомним, что вопросы капитального ремонта относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в доме согласно пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 158 ЖК РФ. В любом случае в повестку дня общего собрания о смене способа управления рекомендуем включать вопрос о передаче денежных средств, накопленных на капитальный ремонт.

Понятно, что вариант передачи денежных средств от ТСЖ к управляющей компании представляется самым удобным для собственников. Однако следует принимать во внимание, что ТСЖ на бездоговорной основе оказывает услуги только своим членам. Соответственно, последние вправе решить судьбу своих денежных средств на общем собрании членов ТСЖ, а для тех, кто ими не является, вопрос может решаться индивидуально путем расторжения договора в одностороннем порядке согласно ст. 717 ГК РФ по инициативе собственника.

Возникает вопрос: а может ли ТСЖ в одностороннем порядке расторгнуть договор с собственником жилья, если в договоре такое право не предусмотрено? Проблема несколько теоретизирована, но все же актуальна, поскольку граждане редко задумываются о подобных вопросах. Между тем существуют только общие нормы гражданского законодательства, регулирующие данную ситуацию без учета специфики договора на содержание и ремонт жилого помещения. Итак, п. 2 ст. 719 и п. 2 ст. 328 ГК РФ предоставляют право подрядчику (в нашем случае — ТСЖ) на отказ от исполнения договора при невыполнении встречных обязательств заказчиком. При смене управляющей организации собственник жилья (заказчик) перестанет оплачивать услуги и работы ТСЖ по договору, что может стать основанием для расторжения такого договора.

Ликвидация ТСЖ в добровольном порядке

Ликвидация ТСЖ осуществляется в общем порядке ликвидации юридического лица на основании ст. ст. 61 — 64 ГК РФ, несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией.

Решение о ликвидации, как было указано выше, принимается на общем собрании членов ТСЖ не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов ТСЖ (пп. 2 п. 2 ст. 145, п. 4 ст. 146 ЖК РФ). В решении необходимо указать состав ликвидационной комиссии ТСЖ (как правило, он совпадает с составом правления товарищества). Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации ТСЖ в налоговый орган по месту нахождения товарищества следует представить уведомление по форме Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. На основании данного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов публикует информацию о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации». Согласно ст. 63 ГК РФ кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается на общем собрании членов ТСЖ. Вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 он направляется в налоговый орган (об этом также выдается свидетельство).

На основании данного баланса налоговые органы проводят контрольные мероприятия (проверки) (см. п. 11 ст. 89 НК РФ).

По истечении двух месяцев с момента размещения публикации о ликвидации ТСЖ ликвидационная комиссия может обратиться в налоговую инспекцию для внесения записи о ликвидации юридического лица со следующими документами:

— подписанным заявителем заявлением о государственной регистрации по форме Р16001;

— документом об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.

В соответствии с данными документами вносится запись в ЕГРЮЛ и выдается свидетельство о государственной регистрации ликвидации ТСЖ.

Таким образом, порядок ликвидации ТСЖ может показаться сложным и занимающим слишком много времени, но следует помнить, что он направлен на защиту интересов кредиторов, которыми, к слову, являются и собственники жилья. Кроме того, на наш взгляд, создавая товарищество, всегда нужно думать об ответственности, которую берет на себя соседское сообщество, и рассматривать непростой порядок снятия с себя такой ответственности как мотивацию к всестороннему обдумыванию.

Итак, мы выяснили, что отказ от такого способа управления многоквартирным домом, как ТСЖ, не означает безусловной необходимости ликвидации товарищества как юридического лица. Однако этот вопрос (сохранить или ликвидировать ТСЖ) целесообразно рассмотреть на общем собрании одновременно с выбором нового способа управления домом. Если ТСЖ не будет ликвидировано, при смене способа управления нужно провести расчеты со всеми контрагентами и расторгнуть хозяйственные договоры (особо важно расторгнуть договоры ресурсоснабжения). Тем не менее на товариществе по-прежнему лежат обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Ликвидация же ТСЖ на добровольной основе осуществляется в общем порядке.

Организация и проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья

ТСЖ представляют собой особую организационно-правовую форму, присущую только данной категории юридических лиц.

Компетенция общего собрания

Товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) представляют собой особую организационно-правовую форму, присущую только данной категории юридических лиц.

При этом, особенностью ТСЖ, отличающей товарищество от иных форм и способов управления, является то, что, во-первых, участие в деятельности ТСЖ принадлежит только его членам; во-вторых, степень влияния каждого из членов ТСЖ на принимаемые решения (число голосов, принадлежащих каждому члену товарищества и учитываемых при принятии решения на общих собраниях) определяется пропорционально размеру площади принадлежащего ему помещения.

Решения собрания обязательны для исполнения всеми членами ТСЖ и органами управления товариществом. Основные нормы законодательства, закрепляющие порядок организации и проведения общего собрания закреплены в ст. ст. 44 – 48, 144 – 146 ЖК РФ.

Круг вопросов, относящихся к ведению общего собрания, определяется ЖК РФ.

Из указанного перечня следует, что в компетенцию общего собрания входит решение наиболее важных вопросов его организации и деятельности (например, формирование правления, ревизионной комиссии, утверждение важнейших финансовых документов, таких как смета доходов и расходов, готовой отчет и т.д.). Кроме того, уставом общества либо законом к компетенции собрания могут быть отнесены и иные вопросы.

Читайте так же:  Нотариус и наследственные дела

Особо отметим, что общее собрание вправе рассматривать и вопросы, отнесенные Уставом к компетенции правления товарищества, если сочтет это необходимым (ч. 3 ст. 145 ЖК РФ) – этим еще раз подчеркивается, что общее собрание является высшим органом управления.

Инициатор проведения и повестка дня общего собрания

Общее собрание может быть созвано по инициативе:

  • членов ТСЖ, обладающих в совокупности 10 % голосов;
  • правления.

На практике, как правило, ежегодные общие собрания созываются по инициативе Правления и оформляются его специальным решением (протоколом); внеочередные собрания созываются для решения каких-либо важных, внезапно возникших вопросов, и могут созываться либо по собственной инициативе правления, либо по инициативе членов ТСЖ.

Отметим, что практически созыв ежегодного общего собрания является обязанностью Правления. Это вызвано тем, что, как указывалось выше, в компетенцию общего собрания входят такие вопросы, без решения которых невозможно нормальное функционирование ТСЖ, например, утверждение смет расходов и доходов, размера взносов и т.д.

Повестка дня общего собрания формируется при принятии решения о его проведении, т.е. в зависимости от того, по чьей инициативе производится его созыв – правлением ТСЖ, либо его членом.

Обратим внимание, что существует ряд вопросов, которые обязательно должны быть включены в повестку дня, как правило, ежегодного общего собрания (например, отчет о доходах и расходах и т.д.).

В отличие от ежегодного, повестка дня внеочередного общего собрания определяется кругом тех вопросов, для решения которых общее собрание созывается.

Председатель Правления товарищества

Лицо, созывающее общее собрание, сообщает членам ТСЖ о принятом решении в специальном уведомлении. Данное уведомление может быть:

  • направлено членам ТСЖ заказным письмом;
  • вручено членам ТСЖ под роспись;
  • если это предусмотрено уставом товарищества, размещено в специально отведенном месте (доска объявлений и т.д.).

На практике, ввиду того, что направление сообщения заказным письмом влечет дополнительные расходы, в основном применяются второй и третий способы.

Уведомление должно содержать сведения о способе проведения общего собрания (голосования), вопросах, вынесенных на общее собрание (повестка), времени и месте его проведения (если оно проводится путем совместного присутствия членов ТСЖ на собрании), лице, являющемся инициатором проведения.

Организация общего собрания (его проведения) в целом возлагается на созвавшее его лицо.

Как правило, руководит работой собрания по должности Председатель Правления товарищества либо его заместитель. Если они отсутствуют или уклоняются от проведения собрания – таким лицом может быть любой член Правления. Эта норма закона особенно важна для случаев, когда в товариществе возникает конфликт между его руководством и членами ТСЖ, а собрание созывается по инициативе последних.

Голосование, решения и правомочия общего собрания

Голосование на общем собрании производится, как правило, бюллетенями. Бюллетень содержит наименование товарищества, дату, место и способ проведения собрания, вопросы, вынесенные на голосование, Ф.И.О. члена ТСЖ, его адрес, количество голосов, принадлежащих члену ТСЖ, и, собственно, принятое им решение.

На практике бюллетени для голосования изготавливаются заранее лицом, по инициативе которого созвано общее собрание.

Бюллетени для голосования передаются (направляются) членом ТСЖ в счетную комиссию собрания. После подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии, ТСЖ обязано обеспечить хранение бюллетеней и протоколов.

Полномочия общего собрания заключаются в рассмотрении вопросов, включенных в повестку, изучении представленных документов (например, годовой отчет), заслушивания кандидатур для избрания в состав Правления, ревизионной и счетной комиссии, и принятии по таки вопросам решения (например, утвердить или не утвердить те или иные документы, те или иные кандидатуры, представленные на голосование).

Общее собрание вправе принимать решения (считается правомочным), если в его работе приняли участие лица, обладающие более чем 50-ю процентами голосов.

Решения общего собрания принимаются либо:

[1]

  • десятью процентами голосов от числа голосов членов ТСЖ, которые присутствуют на собрании;
  • более пятидесяти процентов от общего числа голосов членов ТСЖ. Такие решения принимаются по отдельным, наиболее важным вопросам, например, реорганизация и ликвидация ТСЖ (и связанным с этим процедурам), привлечение займов, кредитов, определения направлений расходования полученных товариществом доходов.

В заключение следует сказать о следующем

Во-первых, с 2018 года предусмотрено введение еще одного специального порядка проведения общих собраний – с использованием специальной электронной системы, если это предусмотрено уставом ТСЖ. (ст. ст. 44.1, 47.1 ЖК РФ); в настоящее время невозможно сказать, как данный способ будет применяться на практике.

Во-вторых, следует обратить внимание на обжалование решений, принятых общим собранием. Граждане, проживающие в таких домах, вправе обжаловать решения в судах общей юрисдикции (районных судах) в обычном порядке.

Граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, обладающие помещениями (которые используются для осуществления предпринимательской деятельности) в ТСЖ, в случае возникновения спора с самим товариществом (например, споры о тарифах, плате на общедомовые услуги и нужды) обращаются в арбитражный суд.

Такую позицию занял Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 02.04.2013 г. № 14700/12 по делу № А60-521/2012. Аналогично, также в арбитражном суде рассматриваются споры, если оспаривается решение, которое касается организации, обладающей помещением в домах ТСЖ.

Судебная практика исходит из того, что срок для обращения в суд с соответствующим иском составляет шесть месяцев с момента, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о предполагаемом нарушении своих прав (Обзор законодательства Верховного Суда РФ за 3 квартал 2010 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010 г.).

В-третьих, для правильного разрешения конкретных спорных ситуаций, помимо норм законодательства, необходимо применять и материалы судебной практики, сложившейся в конкретном регионе (зачастую, решения, принимаемые различными судами, имеют свои особенности).

Наконец, в-четвертых, рассмотренные выше вопросы достаточно сложны, подчас (при возникновении конфликтных ситуаций) требуют наличия специальных юридических познаний, поэтому, представляется целесообразным при проведении общих собраний или обжаловании принятых на них решений привлекать юристов, обладающих опытом работы в данной сфере.

Как провести собрание в тсж: уведомление о собрании и составление протокола

Собрание в товариществе собственников жилья влечет за собой принятие важных решений для дальнейшей деятельности с целью улучшить уровень проживания жильцов многоквартирных домов. Именно поэтому очень важно, чтобы присутствовали на собрании все собственники, а также осуществить правильное составление протокола общего собрания, где имеется подтверждение присутствующих о согласии на проведение определенного рода работ. В данной статье мы поговорим о том, как провести собрание ТСЖ и составить протокол общего собрания собственников многоквартирного дома.

Общие положения созыва и проведение собрания ТСЖ

Общее собрание собственников, согласно принятому и утвержденному Уставу, созывается правлением или одним из членов в связи с собственной его инициативой и является высшим органом управления. В случае с проявленной инициативой одного из членов ТСЖ созвать остальных для проведения собрания он должен оповестить собственников и при необходимости покрыть все материальные затраты, которые потребуются для осуществления общего сбора.

Следует отметить — общий сбор собственников необходимо проводить каждый раз и в обязательном порядке при возникновении проблем или каких-либо иных вопросов, что согласно Уставу должно решаться только после уведомления о проведении общего собрания тсж и принятия ими общего решения. Здесь при разборе насущного вопроса руководствуются положениями Устава или выдержками из законодательства, действующие на момент проведения собрания. Представленные вопросы не могут решаться только управлением ТСЖ без информирования остальных членов.

Читайте так же:  Каковы последствия отказа от наследства

Выбор формы проведения общего собрания

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Инициаторы сбора собственников должны решить вопрос о форме его проведения. Проведение общего собрания ТСЖ осуществляется в двух формах:

  1. Личное присутствие всех членов ТСЖ, где принимается решение путем разбора и выделением общего мнения большинства граждан.
  2. Заочное голосование, где члену ТСЖ вручается бюллетень и письменное заключение вопросов, на которые необходимо дать ответ. В повестке указывают фамилии членов, входящих в счетную комиссию. Комиссия принимает участие в собрании и выбирается исключительно собственниками. Их количество не может быть менее трех человек. Председатель же выбирается сразу выбранными членами счетной комиссии.

[2]

Общее собрание в форме заочного голосования

Заочный тип проведения собрания несколько отличается от очного. Здесь подразумевается распространение сообщения, в котором должны быть указаны следующие важные аспекты:

  • все сведения об инициаторах;
  • форма голосования;
  • время и дата подведения итогов и принятия решения на основе подсчета голосов собственников, выраженных в приложенных бюллетенях;
  • необходимо указать место, куда требуется сдать заполненные собственниками бланки;
  • общие положения и насущные вопросы, которые необходимо решить с помощью заочного голосования;
  • предоставить участникам контакты инициатора, чтобы можно было выяснить информацию, возникшую при ознакомлении с предоставленным сообщением;
  • адрес и время, где можно получить консультацию.

В указанное время счетная комиссия начинает подсчет голосов и принимает решение на основе выраженных мнений собственников в пользу большего числа (для принятия решения необходимо собрать 51% положительных голосов).

Порядок участия членов ТСЖ при проведении общего собрания

Участие собственников в общем собрании также имеет некоторые особенности. Так, они должны не только регламентироваться утвержденным ранее Уставом, но и общими положениями товарищества.

Помимо всего прочего, выделяют следующие аспекты участия членов в общем сборе:

  • член ТСЖ может принимать участие лично или отправить свое доверенное лицо, которое может действовать посредством выданной доверенности в случае ограничения прав на принятие решений;
  • не исключается участие собственников и юридических лиц, которые представляют свои исполнительные органы;
  • право голоса принадлежит всем собственникам без исключения, если подразумевается долевой раздел общего имущества, то размер частей должен учитываться при голосовании;
  • все члены допускаются к участию только в случае внесения в общий список членов ТСЖ, которые имеют право для голосования;
  • список должен быть составлен заранее не менее чем за 15 дней до или три дня после проведения собрания,
  • в список попадают действующие на момент голосования члены товарищества;
  • какие-либо изменения в списке могут вноситься только после исправления ошибок;
  • держателем представленного списка, которое именуется Реестр, является само ТСЖ;
  • при проведении голосования, каждый член ТСЖ, который включен в список (Реестр) получает индивидуальную бюллетень.

Порядок проведения общего собрания тсж крайне важен, иначе принятое решение может быть признано недействительным.

Подготовительные работы перед проведением общего собрания

Подготовительные работы заслуживают отдельного внимания. Все аспекты, подлежащие рассмотрению и принятию решения, составляются председателем и инициативной группой. Они принимают решение о месте и времени проведения, а также составляют повестку дня. При составлении повестки также необходимо руководствоваться мнением остальных членов ТСЖ, которые при этом не должны противоречить действующему законодательству. Результат необходимо преподнести всем членам товарищества, которые могут в течение 10 дней вносить какие-либо изменения и пожелания.
Что же касается повестки, то она должна включать следующие важные подпункты:

  • время и место осуществления предлагаемого собрания ТСЖ;
  • необходимо перечислить общие данные о членах правления ТСЖ;
  • перечисление и общие особенности вопросов, которые подлежат рассмотрению;
  • четкая формулировка всех вопросов, которые подлежат голосованию.

После сформирования представленной повестки ее необходимо отправить всем членам ТСЖ для ознакомления и уведомления.
Также необходимо в полном соответствии с действующим Уставом или законодательством составить форму бюллетени. Она, как правило, должна быть подписана членом товарищества и содержать три графы «за», «против» и «воздерживаюсь».

Порядок проведения общего собрания ТСЖ

Для плодотворного проведения собрания необходимо соблюсти следующие важные аспекты:

  1. Работой должен руководить выбранный всеми членами председатель. Если на момент сбора его нет, в качестве руководителя выступает человек, который временно заменяет председателя, также выбранного всеми членами ТСЖ.
  2. На собрании обязательно должен присутствовать секретарь, который отвечает за ведение протокола.
  3. На плечах председателя лежит координирование проведения собрания, работы счетной комиссии, а также следит за соблюдением прав и обязанностей членов товарищества.
  4. Еще до начала общего собрания необходимо определить людей, которые будут докладывать о вопросах, их разрешениях и заниматься подсчетом голосов. Также принимается решение о присутствии третьих лиц и возможности участия в прениях между членами товарищества. Уже во время проведения собрания все первоначальные утверждения могут меняться.

Необходимо также учесть, что порядок проведения собрания не должен нарушать права членов ТСЖ, членов управления или счетной комиссии.

Принятие решений и протокол общего собрания

Как уже было оговорено выше, принятие решений должно осуществляться путем проведения голосования в открытой или анонимной форме в виде поднятия рук или с помощью бюллетеней, соответственно. Если используется заочное голосование, то собственник должен в течение недели отправить письмо с ответами счетной комиссии по указанному адресу.

В процессе внесения каких-либо формулировок, предложенных одним из членов, секретарь собрания обязан ее зафиксировать и вынести на обсуждение. Предложенные формулировки в качестве внесения поправок в составленную повестку дня следует рассмотреть и утвердить (или отказать) путем голосования. Также перед началом предложенную формулировку можно снять и воспользоваться первоначально предложенными фактами и предложениями.

Решение по определенному вопросу принимается путем сбора более 50% голосов, формулирующих общее мнение. В бюллетени, как правило, указывают несколько решений, среди которых члену товарищества необходимо принять более понятное и приемлемое для него. Если заполнение бюллетени было проведено с нарушением, голос члена товарищества не учитывают в дальнейшем.

Как только был произведен подсчет голосов и принято решение, счетная комиссия составляет Протокол общего собрания ТСЖ, где указывают также все данные о проведенном голосовании. Его подписывает председатель ТСЖ после ознакомления. Если голосование проходило в открытой форме, то его результаты оглашаются на собрании собственников. В случае заочного проведения результаты вывешиваются на досках объявлений каждого подъезда, где собственникам представляется полная сводная таблица не позднее 10 дней после подведения итогов.

Обжалование решения

Любой член товарищества имеет право обжаловать принятое решение в течение полугода со дня ознакомления с результатами. Он может подать иск в суд, где предъявит и выразит свои претензии в отношении правления ТСЖ и потребует рассмотрение протокола общего собрания тсж о ликвидации.

Помните, что любые нарушения проведения собрания членов ТСЖ могут привести к признанию принятого решения недействительным, а это чревато потерей финансовых средств.

Собственники и члены ТСЖ

Действующее законодательство создает в некоторых случаях весьма неоднозначную ситуацию. В первую очередь это касается собственников и членов ТСЖ.

Читайте так же:  Нужно ли данный судебный приказ передавать приставам

По смыслу закона, каждый член товарищества вправе созвать общее собрание членов товарищества, а каждый собственник – общее собрание собственников.

Однако в законе подразумевается, что на инициатора собрания возлагаются все расходы по его проведению (в некоторых случаях, по решению такого собрания, они впоследствии могут быть компенсированы).

Это обстоятельство, а также организационные трудности приводят к тому, что на практике собрания редко организуют и проводят члены товарищества или собственники в одиночку. В крайнем случае это становится делом инициативных групп. И уж никоим образом это не относится к очередным собраниям (проводимым, как правило, раз в год).

Вместе с тем Жилищный кодекс предусматривает, что общее собрание членов товарищества утверждает годовой план финансовой деятельности товарищества и отчет о выполнении такого плана (п. 8) ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса), что подразумевает проведение ежегодных очередных собраний членов товарищества.

В том же Жилищном кодексе (ч. 1 ст. 45) говорится: «Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Срок и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме».

Таким образом, теоретически каждый год должно проводиться два очередных общих собрания.

Конечно, собственники, на основании Жилищного кодекса, вправе выбрать любой порядок проведения «своих» общих собраний и назначить ответственных лиц. На практике такое редко встречается.

С ТСЖ все гораздо проще: раз уж оно создано, задача по организации общих собраний членов товарищества ложится на правление (лучше конкретизировать – на председателя правления, который согласует с правлением повестку дня и сроки проведения собрания).

Логично, если в доме, находящемся в управлении ТСЖ, ежегодные общие собрания собственников также организует правление (председатель правления) товарищества.

Такие общие собрания могут проходить одновременно с очередными общими собраниями членов ТСЖ.

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

В ч.3 ст. 45 ЖК РФ сказано: «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов». Кроме того часть 3 ст. 48 ЖК определяет подход к такому подсчету: «Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.»

Таким образом, если собрании есть большинство как собственников помещений (по площади) так и членов ТСЖ (по персоналиям), то в этом случае решения собрания будут обязательными для всех собственников, не зависимо от того являются они членами ТСЖ или нет.

Жилищный кодекс четко не определяет, какой круг вопросов должно рассматривать ежегодное общее собрание собственников.

В то же время в ч.11 ст. 162 ЖК говорится об обязанности управляющей организации ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Буквально эта статья относится к управляющей компании, но по смыслу закона ТСЖ, также осуществляющее управление домом, должно отчитываться о его результатах перед собственниками. Поэтому на ежегодное общее собрание собственников логично выносить утверждение отчета правления ТСЖ о проделанной работе.

В законе существует и еще одна неоднозначность, касающаяся разграничения полномочий общего собрания собственников и общего собрания членов ТСЖ. Так, в соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме. В то же время, в соответствии с п. 12) ч. 2 ст. 145 ЖК, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. В Гражданском кодексе (с. 606) договор аренды определяется как договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Где проходит грань между арендой и пользованием, непонятно. Возможно, законодатель имел в виду безвозмездное пользование.

Закон не устанавливает приоритета решений общего собрания собственников перед решениями общего собрания членов ТСЖ, хотя логически это должно быть так.

Кто, когда и с какой целью проводит общее собрание ТСЖ, а также формы обсуждения вопросов

Обязательным условием для осуществления законной деятельности товарищества является решение насущных проблем всеми собственниками дома. На собрании поднимаются актуальные вопросы, обсуждаются важнейшие задачи, касающиеся МКД, а также проводится голосование.

Мы расскажем вам все об отчетном собрании, которое проводят в многоквартирном доме и других видах жилья у собственников, а также, какие сроки проведения подобного мероприятия и кто может проводить общее годовое собрание.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и задачи

Собрание участников товарищества является органом управления МКД. На основании этого участники ТСЖ имеют определенные права:

  • поднимать интересующие вопросы для общего обсуждения;
  • голосовать за принятие решения;
  • выдвигать претензии председателю и правлению;
  • предлагать идеи в целях обеспечения благоустройства и сохранности общедомового имущества.

Чтобы обсудить проблемы, касающиеся дома, внести в деятельность ТСЖ изменения или принять участие в утверждении решения, члены товарищества собираются вместе в назначенные дату и время.

Определенную часть решений по управлению домом принимает глава и правление. Однако существуют вопросы, требующие согласования с хозяевами квартир на общем созыве. Например, выборы председателя или установление членских взносов. Собрание как орган управления играет ключевую роль в ТСЖ: практически все, что касается общедомового имущества, финансов и хозяйственной деятельности, должно быть согласовано с хозяевами помещений МКД.

Обсуждение вопросов и голосование может быть в одной из форм:

  • Очно. Требует личной явки жильцов в заранее назначенном месте. Собственники регистрируются (это требуется для подтверждения факта принятия участия и определения кворума), затем обсуждают вопросы, касающиеся цели мероприятия, и принимают решение посредством голосования.
  • Заочно. Хозяева квартир заранее оповещаются о голосовании, получают опросники и выражают свое мнение в письменном виде.
  • Очно-заочно. Включает в себя две вышеназванных формы и состоит из двух этапов. Первый – очная встреча жильцов и устное решение вопросов. Второй – голосование через бюллетени, которые собственники сдают ответственному лицу к оговоренной дате.

Сколько раз проводится?

Мероприятие должно назначаться 1 раз в год как минимум. (ЖК РФ ст.45). Законодательство также дает пожелание по времени проведения созыва. Это период времени с апреля по июнь.

Читайте так же:  Как и за что объявляется выговор с занесением в личное дело – пример внесения данных, последствия дл

Собрания могут быть запланированными и внеочередными. Инициатором запланированного созыва членов является правление и глава ТСЖ. Мероприятие проводится тогда, когда от собственников требуется принятие участие в голосовании по поводу тех или иных дальнейших действий правления.

Возможно ли внеплановые?

Внеочередные мероприятия инициируются как самими хозяевами квартир, так и правлением ТСЖ. Если решение о необходимости проведения созыва приняли жильцы, то их количество должно быть не менее 10% от общего числа (ст.45 ч.6 ЖК РФ). Один владелец квартиры не сможет собрать всех жильцов, для этого ему потребуется заручиться поддержкой требуемого числа жильцов.

Внеплановые созывы также могут проводиться по причине срыва запланированного собрания. Решения, принятые на голосовании, имеют юридическую силу только в том случае, если в нем участвовали лица, обладающие более половиной голосов от общего количества.

Если в установленный день явилось недостаточное количество жильцов, то провести его будет невозможно – это будет противоречить законодательству и нарушать интересы других хозяев квартир. По причине неявки на общее собрание проводятся внеочередные созывы жильцов.

Какие вопросы решаются?

На обсуждении собственниками могут подниматься следующие вопросы:

  • закрытие управляющей организации;
  • прием в члены, проверяющей инспекции и главы;
  • установление взносов;
  • вопросы, касающиеся резервного фонда ТСЖ;
  • получение кредита в банке;
  • использование доходов;
  • одобрение годового плана;
  • передача в пользование общедомового имущества;
  • реконструкция дома;
  • утверждение платы за содержание и ремонт.

Кто является председателем?

Первый вопрос собрания – кто будет председательствовать на нем. Если созыв жильцов осуществляется по инициативе нескольких собственников, то председатель выбирается из их числа перед оглашением повестки дня. Необходимость в этом лице нет, если обсуждение вопросов и голосование проводится по опросным листкам. Также перед началом собрания выбирается и секретарь – тот, кто будет вести протокол и прочую документацию. Для подсчета голосов избирается счетная комиссия.

Необходимые документы

Проведение общего созыва членов ТСЖ для смены председателя сопровождается рядом документов – уведомлением, протоколом и решением. Каковы их цели и какие требования выдвигает к оформлению Жилищный кодекс?

Уведомление

Чтобы созвать собственников инициатор мероприятия должен сообщить о его проведении путем вручения письменного уведомления. В ЖК РФ (ст. 45) определена установленная форма этого документа.

Если пренебречь нормами его оформления, то принятое решение на собрании, созванном по неверно составленным уведомлениям, можно будет легко оспорить в суде.

  1. ФИО инициатора.
  2. Указание формы проведения.
  3. Адрес, дата и время сбора жильцов.
  4. Цель собрания (какие вопросы будут рассматриваться жильцами).
  5. Адрес, по которому приглашенный на собрание может ознакомиться с материалами, касающимися обсуждения вопроса.
  6. Подпись инициатора и приглашенного жильца, дата вручения.

Это итоговый документ, в котором фиксируется принятое решение. Формы протокола утверждены Приказом Министерства строительства и ЖКХ №937.

  1. Число подписания документа.
  2. Данные о проведении мероприятия: когда проходило и где.
  3. Очередность и формы.
  4. ФИО человека, собравшего владельцев квартир.
  5. Данные председателя и секретаря.
  6. Данные о площади всего дома и площади всех владельцев, явившихся на собрании.
  7. Цели.
  8. Сведения о голосовании по каждому вопросу.
  9. Приложение и список документов, которые рассматривались.
  10. Подпись председателя и секретаря.

Данный документ является приложением к протоколу. В нем содержится информация о голосовании жильцов по каждому вопросу, а также подсчет голосов.

  1. Номер протокола.
  2. Адрес проведения.
  3. Дата.
  4. Форма проведения.
  5. Число явившихся жильцов и количество их голосов.
  6. ФИО председателя созыва.
  7. Результаты голосования по вопросу (указывается число голосов «за», «против», «воздержался».

На основании данных результатов указывается, какое решение принято.

Порядок процесса

Рассмотрим порядок проведения общего собрания собственников от подготовки до принятия решений.

  1. Подготовительный этап. Выбор места, времени и даты собрания. Составление повестки и бюллетеней для голосования.
  2. Регистрация присутствующих жильцов и определение правомочности мероприятия. Если явилось количество владельцев, чьи голоса составляют менее половины от общего, то мероприятие не проводится.
  3. Выбор председателя, секретаря и комиссии по подсчету голосов.
  4. Оглашение цели созыва, обсуждение вопросов.
  5. Голосование путем внесения соответствующей пометки в бюллетень. Проводится после каждого поднятого вопроса, требующего решения.
  6. Подсчет голосов, оглашение решения, подпись протокола.

Принятие решений

На собрании жильцов решения принимаются путем голосования. Правом голоса обладают только владельцы квартир и их законные представители на основании доверенности. Каждому присутствующему в начале мероприятия выдается бюллетень. На нем помимо ответов на вопросы должны содержаться данные собственника. Участник собрания имеет право не только проголосовать «за» и «против», но и воздержаться от принятия решения.

Сбор голосов проводится после обсуждения каждого вопроса. Подсчетом занимается счетная комиссия. Решения принимаются большинством голосов.

Исключение составляют:

  • вопросы о ремонте;
  • о перепланировке и реконструкции;
  • о целесообразности обращения за заемными средствами;
  • об использовании общего имущества;
  • об установлении полномочий активистов и главы ТСЖ.

Оспаривание

Владелец квартиры может обжаловать решение, принятое на собрании, основываясь на п. 6 ст. 46 ЖК РФ.

Законом предусмотрены следующие случаи оспаривания:
  • хозяин жилого помещения не являлся на мероприятия; он был против решения, которое было принято большинством голосов;
  • собрание проходило с нарушениями ЖК;
  • принятое решение нарушает право и интересы собственника.

Несмотря на то, что законодательством установлены правила и формы проведения собраний, а также определена их необходимость, правление и председатель ТСЖ могут злоупотребить властью, составив фиктивный протокол собрания. Если решение не устраивает собственника или он увидел нарушения в работе проведения созыва жильцов, он имеет право подать в суд в течение полугода со дня получения им информации о действующем протоколе.

В исковом заявлении потребуется указать, прежде всего, на ошибки и нарушения при проведении собрания. Такими нарушениями могут быть:


  • недостаточное количество явившихся жильцов для голосования;
  • неверно оформленные документы;
  • отсутствие уведомлений о проведении голосования.

Если собственник подозревает товарищество в фальсификации документов, то он может направить свою жалобу в этот надзорный орган.

На собрании ТСЖ решаются ключевые вопросы, касающиеся управления МКД. От итогов голосования зависит дальнейшая судьба дома и спокойствие его жильцов. Поэтому проведения данного мероприятия требует соблюдения норм и правил, установленных ЖК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.

  2. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.

  3. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринемателей» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2014. — 286 c.
  5. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
Собрание тсж полномочия и порядок работы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here