Современная система образования в россии. проблемы и перспективы

Экспертное мнение на тему: "Современная система образования в россии. проблемы и перспективы" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Основные проблемы российского образования

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

[2]

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Добавлено: 06.04.2013 | —>Просмотров : 82751 | —>Рейтинг : 4.2 / 4 |
—>Теги : проблемы, образование, Россия

Читайте так же:  Как иностранцу купить недвижимость в россии

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Глава 21

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т.е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.

3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Иметь светский (т.е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).

5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий — в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).

6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Проблемы современного высшего образования в России

Секция: Педагогика

XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Проблемы современного высшего образования в России

PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

Alexander Kartamyshev

master’s student of the faculty of physical culture Pedagogical Institute of the NRU «BelSU», Russia, Belgorod

Alexey Gladkyy

scientific director post-graduate student of the second year of study of the Department of constitutional and international law faculty of NRU «BelSU», Russia, Belgorod

Natalia Bereznyak

scientific director post-graduate student of the Department of pedagogy and methodology professional education of BGIIK, Russia, Belgorod

Аннотация. В статье говорится о проблемах высшего образования в России, возникших в последние десять лет. Рассмотрены проблемы появления большого количества новых ВУЗов и качества образовательных услуг, предоставляемых этими учебными заведениями. В статье рассматриваются проблемы интеграции Российского образования в Европейскую (Болонскую) систему образования. Рассматриваются и предлагаются пути решения возникших проблем.

Abstract. The article deals with the problems of higher education in Russia that have arisen in recent decades. The problems of appearance of a large number of new universities, the quality of educational services provided by these educational institutions are considered. In the article the problems of integration of Russian education into the European (Bologna) system of education are considered. The ways of solving the problems that have arisen in the last decades are considered.

Ключевые слова: реформа, высшее образование, преподаватель, обучение, студент, бакалавр, магистрант.

Keywords: reform, higher education, instructor, education, student, master.

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. События конца двадцатого века разрушили все его достоинства. Накопленные веками методы обучения, разработанные государственные профессиональные стандарты, были, по сути, «уничтожены» вместе с Советским союзом. Образование не только растеряло накопленные десятилетиями достоинства, но и за период простоя с 1993 до 2003 года отстало от развивающихся государств — мировых лидеров. Начиная с 2003 года и до настоящего момента, пытаясь догнать развитые страны, система образования постоянно реформируется, что приводит к непониманию, противоречиям и дискуссий со стороны лиц, непосредственно осуществляющих образовательный процесс [6].

Давно доказано: постоянные изменения чего-либо, не улучшают объект преобразования, а только вносят сумбур и беспорядок, разрушая старое и не создавая новое [8].

Начиная с 1990 года, произошел существенный прирост ВУЗов, большинство провинциальных институтов стали академиями, университетами, открылись многочисленные филиалы. К сожалению, большинство из них не располагали требуемой материально-технической базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Это не могло не отразиться на качественной подготовке специалистов.

Практический анализ деятельности выпускников вузов позволил установить, что в большинстве случаев они не способны выполнять свои трудовые обязанности в полной мере до того момента, пока не пройдут какое то время стажировки в занимаемой должности, а так же имеют существенные недостатки в профессионально-должностной подготовке. В условиях слабо продуманной стратегии реформации «высшей школы», и всей системы образования в целом, а так же вследствие малой финансовой поддержке и вынужденного сокращения производственной практики, практических видов занятий, многие вузы не справились с перестройкой организации обучения по специальным предметам так, чтобы обеспечивать компетентностный подход к подготовке специалистов [7].

Современное состояние и направленность развития системы высшего образования показывают, что изменяя характеристику деятельности специалистов в современных экономических условиях, предъявляется повышенное требование к их профессиональной подготовке. Она должна с лёгкостью обеспечивать переход от усвоения и воспроизведения новых знаний к активному и самостоятельному их использованию, ориентируя на развитие практических способностей, формированности умений и навыков, позволяя оперативно делать анализ информации и принятию рационального решения на высочайшем научно-методическом уровне.

Важной тенденцией последних лет является перестроение выпускника вуза. Если школа, а затем высшее учебное заведение давало студенту очень много разноплановой информации, то в результате получались специалисты широкого профиля. Приходя на работу, данные специалисты обретали профильные навыки, тонкости своего дела и развивались как специалист именно в своей области. То теперь, частные работодатели хотят получать узконаправленных специалистов прямо из учебных заведений, по европейскому типу, при такой тенденции вузы дают меньше общей информации, и больше специальной, профессиональной, но студент не воспринимает ее, так как невозможно воспринимать частности, не зная общей информации.

Читайте так же:  Правила проведения общего собрания членов тсж

На наш взгляд, более логичным и правильным выходом было бы первые два года изучать общую информацию, затем предоставлять рабочие места на 0,25 ставки, и уже с учетом работы, давать студенту профильную информацию. При наличии практики, теоретический материал усваивается в несколько раз быстрей, а кроме того снова закрепляется на практике. Даже аттестации, экзамены и выпускные работы писать намного проще имея знания с практической стороны [6].

Анализ современного образования и жизни студенческого сообщества дает понять следующее: наиболее успешные работники, начинали свою трудовую деятельность, обучаясь на втором, третьем курсах. Они работали стажерами, учениками, помощниками, как в государственных, так и в частных организациях. При этом они понимали, где у них не хватает знаний, и в процессе обучения делали акцент именно на эту сферу. Проблем с совмещением образования и работы на практике не возникает, и не будет возникать, так как работа на 0,25 или 0,5 ставки предполагает не полную занятость, а обучение занимает не более шести часов в день.

В наше время Россия стоит на новом этапе своего исторического развития. Произошла смена общественного строя, что в свою очередь обусловливает необходимость по-другому рассматривать место и назначение системы высшего профессионального образования Российской Федерации с учетом изменяющихся тенденций развития политики и социальной экономики в мире и в государстве.

Уже больше века люди мечтают о создании системы непрерывного образования, системы, в ходе которой человек на протяжении всей своей жизни имеет возможность перейти от одной образовательной подсистемы в другую, при этом продолжая непрерывно развиваться. Эти образовательные подсистемы должны иметь тесную связь друг с другом, а также с опытом на практике, готовя человека к предстоящей профессиональной деятельности с учетом прогноза развития общества.

На наш взгляд, из всех существующих профессий, в большей степени структурно соответствует система непрерывной подготовки работников медицинских служб. В данной системе уже давно есть учебные заведения различных уровней образования и стройная система послевузовской переподготовки (повышения квалификации), и с нашей точки зрения, тут дополнительного создания ничего не нужно. Необходимо создавать систему такой же подготовки и для других специалистов.

В складывающихся экономических условиях главной задачей реформации системы высшего образования является сбалансированная систематизация всех форм подготовки специалистов, подчинение их к общей (единой) цели. Таким образом, предоставляется возможным дать формулировку основных направлений реформирования образования, заключающееся в том, чтобы:

1) Оптимизировать образование, то есть создавать системы постоянной (непрерывной) подготовки кадров;

2) Оптимизировать количество и организационные структуры вузов;

3) Привести образовательный процесс в соответствие к объективным законам, закономерностям и принципам его функционирования;

[1]

4) Создавать условия для проведений мониторингов и эффективных функционирований систем управления образовательным процессом.

Руководство и преподаватели университетов, институтов и их филиалов обязаны помнить, и нести ответственность за процесс подготовки специалистов по программам образовательных стандартов и специальностям трех уровней: бакалавр, специалист и магистр. Например, в большинстве заграничных странах высшие учебные заведения уже давно функционируют как многоуровневые системы образования [9].

В ведущих вузах мира считают, что изучение одновременно не более четырех-шести дисциплин является самым оптимальным вариантом. Рассматривая Российские вузы, можно обнаружить, что в расписании на семестр наши бакалавры, магистры изучают от 16 до 22 дисциплин одновременно. Мозг человека имеет огромный потенциал, но те знания, которые получены таким путём, являются малоустойчивыми. Нет смысла «растягивать» малообъемные дисциплины, носящие вспомогательный характер, на два-четыре семестра. Такое планирование приводит к тому, что между занятиями по профилирующим дисциплинам при проведении комплексных занятий имеет временной разрыв в 5-12 дней. Получать прочные знания в такой ситуации очень сложно.

Важнейшим ключом к поднятию уровня образования в России, является привлечение практико-ориентированных специалистов. Людей, которые сами прошли сложный путь и готовы научить этому других. Но, данные специалисты должны привлекаться не после выхода на пенсию в 60 лет, не имея при этом, ни заинтересованности, ни желания, а специалисты, находящиеся на пике развития, то есть люди 35-45 лет. Естественно, такие специалисты не будут работать, если не повысится статус преподавателей высших учебных заведений, если не будет достойной оплаты труда. Кроме того, как один из выходов, это привлечение практико-ориентированных специалистов, взамен предоставления последним налоговых льгот, права совмещать деятельность. В случае воплощения предложенных инициатив, можно получить и обратный эффект, такие люди будут видеть перспективных студентов, приглашать их к себе на работу, пусть и на неполный рабочий день, будут заинтересованы в их развитии.

В условиях, обуславливающие нарастание спроса на услуги образования и расширяющимся спектром слоев общества, желанием получать высококачественное образование, образовательные организации вынуждены координально пересматривать устанавливающиеся подходы в предоставлении образовательных услуг. Болонский процесс является одной из форм глобализации, которая предполагает конвергенцию образовательных планов и программ и введение необходимых институциональных преобразований, построение четкой структуры степеней образования, преподавание на основных мировых языках, развитие информационно-коммуникационных связей и служб приёма иностранных студентов, снятие запретов на миграцию и изменение законодательной базы, регулирующей рынки труда.

В настоящее время нарушены естественные пропорции в подготовке специалистов со средним и высшим образованием. Не достаточно решается главная задача – повышение качества подготовленности специалистов всех уровней подготовки, что негативным образом отражается на разработке и внедрении новых технологий, развитии государственной экономики, в том числе среднего и малого бизнеса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными направлениями оптимизации в подготовке специалистов должно стать:

— укрупнение и интеграция ВУЗов в мощные учебно-научные центры;

— создание единого образовательного пространства;

— совершенствование материально-технической базы, интенсификация и применение новых технологий обучения, так как в большинстве ВУЗов они морально и физически устарели и требуют кардинального обновления;

— комплектование ВУЗов молодыми научными и педагогическими кадрами;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Как банки продают имущество должников, реализация на торгах

— повышать экономичность СНПС, имеющая на сегодня высоко затратный характер, а выделяемые денежные средства расходуются неэффективно;

— повышать престиж профессий технических (инженерных) специальностей;

— оказывать адресную поддержку лучшим ВУЗам, бакалаврам, магистрам, аспирантам, докторантам, преподавателям и учѐным.

Всё вышеперечисленное направлено на достижение основной цели – выход на качество высшего образования, адекватное требованиям XXI века.

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Реформа образования в России: проблемы и перспективы

Реформа образования в России: проблемы и перспективы

Сергеев Александр Леонидович
кандидат юридических наук, доцент кафедры
Конституционного и муниципального права Российской Федерации
Московской государственной Юридической Академии имени О.Е. Кутафина

Образование — одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.

Системе образования всегда присуща определенная матрица- совокупность принципов, институциональных образований и энергоинформационных кодов, определяющих его повседневное развитие и функционирование. Необходимое ее обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами, способно принести образованию неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия.

В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1]. Пока шло обсуждение в рамках настоящей законодательной инициативы, имелась надежда, что далее государственной властью будут приниматься шаги по выводу современного российского образования из тяжелейшей ситуации, сложившейся за последние 20 лет. Однако его окончательная редакция показала, что негатив, накопленный образовательной системой за предыдущий период, не только не изымается, но и дополняется иными, крайне опасными, новациями.

Для начала следует обратиться к истокам обсуждаемой проблемы. В конце 80-х — начале 90-х годов по стране прокатился шквал публикаций, в которых говорилось о «неэффективности» советской системы образования, где человека якобы учат «слишком многому» и делают его «неоправданно универсальным». Указанный информационный фон оказался весьма благоприятным для дальнейших разрушительных действий, осуществляемых российской властью в образовательной сфере.

Прежде чем анализировать современное состояние системы российского образования и его правовое регулирование, коснемся слегка вопроса эффективности советской модели. Миф о некачественности советской образовательной матрицы успешно развеивается в статьях крупнейшего современного российского обществоведа С.Г. Кара-Мурзы[2]. В них, в частности, показывается, что советская школа, включая все образовательные ступени, была устроена по университетскому принципу, главный смысл которого — научить человека мыслить глобально, уметь решать разнообразные сложные задачи и ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях. Именно внедрение данного образовательного подхода в отечественную жизнедеятельность в 20-30-е годы позволило качественно шагнуть вперед во всех отраслях народного хозяйства и сделать гигантский скачок в общественном развитии.

Западной же системе образования изначально (начиная с эпохи буржуазных революций и последующей модернизации) была присуща система «двух коридоров», в которой университетское образование получает лишь небольшой процент населения, имеющий в будущем возможность сложить государственно-управленческую элиту. Остальному же населению достается образование мозаичного типа, в рамках которого человек способен в будущем выполнять лишь определенный набор узко очерченных функций, а обо всех остальных отраслях знания иметь поверхностное и несистемное представление.

Целью многих западных и российских элитных кругов стало внедрение в России так называемой Болонской системы, позволяющей сломать существовавшую ранее матрицу университетского образования. Более того, в российских условиях начала внедряться матрица «второго коридора» для всех без исключения ВУЗов, что в перспективе грозит стране остаться даже без той необходимой элитно-образовательной прослойки, которая будет способна принимать общественно-важные стратегические решения.

Ломка отечественной системы образования, производимая в постперестроечные годы, может быть разделена на 2 этапа. Первый из них производился в 90-е годы, когда стало иметь место хроническое недофинансирование образовательной системы и наноситься множество ударов по морально-нравственным основам российского общества, подрывающих уважение к учительскому и преподавательскому составу. Результатом этого стал уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных сотрудников. Особенно следует отметить, что эта утрата оказалось невосполнимой, так как среди молодежи данная совокупность профессий не являлась и до сих пор не является популярной.

Второй этап можно отнести к 2000-м годам, когда ломке стала подвергаться собственно матрица отечественного образовательного процесса. К этому периоду следует отнести повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), внедрение двухступенчатой системы образования «Бакалавриат — Магистратура», создание балльно — рейтинговой системы как универсального критерия оценки знаний студентов и многие другие дополнительные новации.

Недофинансирование образования в 90-е и ломка его матрицы в 2000-е годы привели к катастрофическим результатам. Год от года стал падать как уровень выпускаемых специалистов, так и качество самого образования. Как метко заметил Заслуженный учитель России С.Е. Рукшин, Россия близится к точке невозврата, и через какое-то время ей будет невозможно восстановить позиции в образовательной сфере, которые она имела два десятилетия назад[3].

Подведем краткое резюме вышесказанному и определим главные негативные последствия реформы образования:

Описываемый нами Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», никак не направленный на исправление сложившегося порядка вещей, а наоборот, закрепляющий его ключевые параметры, добавляет к ним следующие негативные новации:

Изложенное наглядно показывает, что последовательное применение современного законодательства об образовании не только не будет способствовать выводу указанной сферы из переживаемого ею тяжелейшего кризиса, но и напротив, способно сделать указанные тенденции необратимыми. Исходя из этого, общество в целом и современное научно-педагогическое сообщество как его часть, находящееся на переднем краю обороны, должно занять крайне активную позицию с целью изменения принятого недавно закона, равно как и правительственной политики в образовательной сфере в целом.

В этой связи чрезвычайно интересны альтернативные разработки нормативного содержания, которые в случае их применения способны позитивно повлиять на образовательную сферу. Следует рассмотреть законопроект «О народном образовании», предложенный к принятию в Государственной Думе фракцией КПРФ осенью 2012 года[4]. Не перечеркивая полностью решений в образовательной сфере, принятых за последние 20 лет, он, тем не менее, оказался во многом созвучен современным реалиям. Перечислим очевидные плюсы и преимущества указанного документа по сравнению с действующим законодательством:

Читайте так же:  Договор субаренды жилого помещения между физическими лицами

Как видно из вышеприведенного, принятие настоящего законопроекта и его дальнейшая реализация смогли бы решить многие задачи и дать толчок для выхода из кризиса современной отечественной образовательной системе. Признавая, однако, исключительную полезность законопроекта для нынешнего момента, следует обозначить необходимость в дальнейшем полной смены образовательной матрицы сегодняшнего дня. Для полноценного развития России, ее возрождения в качестве великой державы и одного из мировых лидеров, в перспективе требуется полностью прекратить копирование западных образцов и бескомпромиссно отказаться от Болонской системы. России нужно полноценное образование советского типа, снабженное по последнему слову научно-технического прогресса, с возвращением в высшие страты общества учителей и преподавателей и закладыванием университетской основы во все уровни и ступени отечественной образовательной машины.

Образование создает будущее. От функционирования образовательной матрицы и ее реального наполнения в сильнейшей степени зависит, какими будут наши дети и что ждет нашу страну завтра. Выражаем надежду и веру, что современное сообщество интеллектуалов не окажется равнодушным к процессам, протекающим в указанной сфере и будет способно повернуть корабль современного образования на верный путь.

Проблемы и перспективы развития образовательной системы РФ

Процесс развития образования в России протекает в весьма тяжелых условиях. На эффективность образовательных учреждений оказывают свое негативное воздействие разнообразные неблагоприятные факторы (Рис. 1 ). В качестве их главных представителей можно перечислить следующие аспекты:

  • отсутствие стабильности социальной и экономической ситуации в обществе;
  • кризис в экономике и дефицит финансовых средств;
  • нуждающаяся в серьезных доработках правовая база в сфере образования.

Рассмотрим основные проблемы и перспективы образования в РФ.

Проблемы образования

Недостаточное финансирование представляет собой одну из базовых причин появления кризисных ситуаций, затрагивающих область образования. Не все положения законодательства в сфере образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Данный факт провоцирует возникновение сложностей в исполнении некоторых положений. Особо остро стоящая проблема образования в России заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав каждого из субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Получение надлежащего современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, нацеленность на развитие личности, создание морально-нравственных ценностей, социальных норм и иных констант культуры можно определить как наиболее важные проблемы системы образования. Заметен факт нарушения единства образовательного пространства в области изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных элементов стандартов гуманитарных дисциплин до сих пор можно наблюдать достаточно часто.

На сегодняшний день преемственность между этапами образования отсутствует. Большое количество разнообразных дисциплин в начальной школе является тем фактором, который дополнительно осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается число выпускников средней школы, способных сдать ЕГЭ при условии отсутствия какой-либо дополнительной подготовки вроде репетиторов. Говоря о малом финансировании, стоит упомянуть и о том, что многие образовательные учреждения не имеют возможности экономить, мобилизовать внутренние резервы, максимально применять имеющейся потенциал. Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, зачастую с довольно низким качеством, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня. Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание стоит уделять содержанию учебников истории, обществознания, а также литературы. Данные дисциплины занимаются нравственно-эстетическим и гражданско-патриотическим воспитанием учеников.

В ряде субъектов Российской Федерации появляются некоторые трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране до сих пор существует проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Весьма заметен факт неуклонного старения педагогического состава образовательных учреждений всех типов и видов. Все печальнее выглядит ситуация с кадрами для различных образовательных учреждений, расположенных в селах, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, а также в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями и тех ребят, которые чувствуют необходимость в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее на данный момент число образовательных учреждений для таких детей является недостаточным для обеспечения того, чтобы пропала потребность в их содержании и обучении.

Главной проблемой можно назвать восстановление целостности систем обучения и воспитания, а ведь она была ценным достоянием советского образования. Важно понимание нравственных ориентиров нового поколения,создающих прочную духовную опору и настоящие жизненные ценности.

Является нарушенным взаимодействие между высшими учебными заведениями и промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Данный факт спровоцировал снижение качества процесса обучения, первом делом свертыванием практической подготовки специалистов.

Перспективы образования

Степень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он может действовать самостоятельно, чем более широким спектром вероятных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России:

  • междисциплинарность обучения способна обеспечить расширение область возможности применения полученных в результате образования знаний;
  • мощные фундаментальные знания;
  • обучение человека продолжать максимально правильно действовать в ситуации неопределенности, развитие нелинейного мышления учащегося;
  • воспитывать и всячески поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, постоянное самообразование;
  • творческий характер обучения, нацеленный, в частном случае, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;
  • обучение находить и фильтровать информацию;
  • воспитывать людей, которые обладают способностью брать на себя ответственность.

Делая выводы на основе всей приведенной выше информации, можно гораздо шире сформулировать цели, к которым необходимо направить образование в процессе его развития:

[3]

  • фундаментализация образования путем интеграции науки и образования;
  • междисциплинарность образования;
  • постоянство процесса образования на базе саморазвития;
  • творческий характер обучения;
  • информатизация образования;
  • повышение уровня воспитательного потенциала системы образования.

Проблемы и перспективы развития образования в России видно невооруженным глазом. Избежать перехода к опережающему образованию не представляется возможным, при условии, что будущее Российской Федерации определять как связанное с инновационным путем развития. Уже на сегодняшний день ощущается острая необходимость в подготовленных специалистах, которые вскоре могут потребоваться. Развитие образовательной системы уже началось. Введение ФГОС можно назвать большим и значимым для всей сферы образования шагом вперед (рисунок 2 ). Стоит обратить свое мнение на то, как именно данные стандарты будут осуществляться на практике.

Читайте так же:  Оформляем куплю-продажу квартиры между близкими родственниками

В ходе введения ФГОС крайне остро стоят вопросы методического сопровождения практической области образования. Во время обновления стандартов современного образования в России нужна методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Система образования в современной России и перспективы ее развития

Образование в Российской Федерации — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в которых ведется подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию.

Особое внимание в дошкольном учебном заведении уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей. С детьми работают опытные воспитатели, логопеды и т.д.

В возрасте семи лет ребенок поступает в общеобразовательную школу, лицей или гимназию. Первые четыре года обучения дают начальное среднее образование. Последующие пять классов дают неполное среднее образование, по окончании которых выдается аттестат. После девяти классов существует возможность поступить в профессионально-техническое учебное заведение и получить профессию.

Еще два класса в общеобразовательной школе, лицее или гимназии дают полное среднее образование и соответствующий аттестат. После окончания одиннадцати классов человек имеет возможность поступить в высшее учебное заведение, техникум или колледж. Диплом об окончании профессионально-технического учебного заведения тоже дает такую возможность.

В ближайшее время планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее образование для всех.

В России введена новая многоуровневая система высшего образования:

первая ступень — неполное высшее со сроком обучения 2 года;

вторая ступень — базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;

третья ступень – «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет.

Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

11 ноября 2010 на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая стала базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.

Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

Облик современной российской системы образования к 2020 году представляется следующим:

1. Дошкольное образование.

В результате усиления внимания к раннему развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования.

Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования.

2. Общее образование.

Важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. К 2015 году будет завершен эксперимент, в ходе которого апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Речь идет о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

3. Профессиональное образование.

Структура профессионального образования будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с тем будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда. Эти программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.

Основными структурными элементами системы высшего образования станут университеты, академии и институты.

4. Непрерывное образование.

Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 2207 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
  4. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
  5. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Современная система образования в россии. проблемы и перспективы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here