В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника дтп

Экспертное мнение на тему: "В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника дтп" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?

Не стоит успокаиваться, если после совершенного по вашей вине дорожно-транспортного происшествия (ДТП) страховая компания выплатит пострадавшей стороне в полном объеме страховое возмещение. Спустя некоторое время она может напомнить о себе, предъявив вам материальные претензии следующего характера.

После окончательного расчета с потерпевшим в аварии лицом, вся выплаченная страховщиком на возмещение ущерба потерпевшему сумма будет выставлена в претензии к вам. И при вашем отказе от ее удовлетворения вполне возможно, что разбирательством данной спорной ситуации будет заниматься суд.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника

Страховщик может заявить требования о возмещении ему той суммы, которая была уплачена им потерпевшему. Данные его действия будут обоснованными только в следующих случаях:

  • при суброгации. Страховая компания, выплатившая по полису ОСАГО пострадавшей стороне определенную сумму, может взыскать ее с лица, обязанного возместить ущерб. Такое право она получает только после окончательного расчета с пострадавшим во время ДТП лицом. Тем самым она принимает меры к уменьшению своих затрат и снижению расходов на выплату страховых возмещений. Как известно, выплаты страховой компанией возмещения производятся только в пределах обусловленного договором страхового лимита. И страховщик может взыскать с другого страховщика только ту сумму, которую он фактически выплатил в виде страхового возмещения пострадавшей в аварии стороне (в указанных выше пределах). Но нередко этой суммы оказывается недостаточно для полного возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. В таких случаях оставшуюся сумму (разницу между размером реального ущерба и выплаченным страховым возмещением) в судебном порядке сможет взыскать с виновника сам потерпевший;
  • в порядке регресса. Речь идет о взыскании с виновного в ДТП лица суммы, уплаченной по полису ОСАГО потерпевшему, в тех случаях, когда авария не признана страховым случаем.

Это допускается только при следующих обстоятельствах, когда:

  • ДТП было совершено виновником аварии умышленно;
  • лицо, управлявшее автомобилем, нарушившим правила дорожного движения, находилось в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • имя водителя не было вписано в полис ОСАГО;
  • лицо, виновное в ДТП, самовольно покинуло место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
  • водитель управлял транспортным средством без оформленных полномочий, например, не имел водительских прав или имел права не той категории;
  • страхователь не успел передать в установленный срок (15 дней со дня совершения аварии) полный пакет документов страховщику или представил ненадлежаще оформленные документы;
  • на автомобиль, участвовавший в ДТП, отсутствовала диагностическая карта, свидетельствующая о том, что транспортное средство находилось в технически исправном состоянии.

Сроки предъявления регрессного иска от страховой компании к виновнику

Многие страховые компании, осуществив окончательные расчеты с потерпевшей в аварии стороной, начинают принимать конкретные меры по возмещению своих расходов и предъявляют претензии к непосредственным виновникам аварии.

Эти действия страховой компании вполне законны и основаны на условиях заключенных ими договоров. Но многих водителей данный факт возмущает и они полагают, что в действиях страховщика есть признаки мошенничества. Это можно объяснить тем, что они не внимательно знакомятся с условиями договоров перед их подписанием.

Страховая компания производит выплаты потерпевшим лицам практически во всех случаях, даже если ДТП было совершено лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или оно скрылось с места происшествия. После чего, будучи заинтересованной в уменьшении своих убытков, страховщик покрывает произведенные затраты, предъявив иск на основании полиса ОСАГО к недобросовестному водителю.

Обычно после аварии и до предъявления регрессного иска проходит определенное время. Виновное лицо полагает, что инцидент исчерпан и о нем забыли. Но успокаиваться на этом не стоит. Ведь рассмотрение заявлений о выплате страхового возмещения, проверка его обоснованности, расчет суммы возмещения и ее выплата требуют определенного времени.

У страховой компании есть три года, в течение которых она может начать предъявлять свои регрессные требования. Начало срока идет со дня, когда она полностью удовлетворила требования пострадавшей в аварии стороны и рассчиталась с ней.

Обычно страховщики всегда используют свои права на подачу регрессного иска и возврата суммы страхового возмещения.

Что делать при выдвижении регрессных требований страховой компанией

Если страховая компания предъявила вам требования материального характера в порядке регресса, то примите во внимание следующие рекомендации.

Если вы получили повестку о явке в суд по иску страховой компании, то начните с того, что восстановите в памяти все обстоятельства аварии. Это особенно важно, если со дня ДТП прошло уже немало времени. Также стоит найти все документы, имеющие отношение к аварии: извещение, постановление, справка о ДТП. Они пригодятся в ходе судебного разбирательства.

В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Что делать виновнику ДТП без страховки, читайте тут.

Положена ли выплата по ОСАГО виновнику ДТП, на кого подавать в суд, читайте по ссылке: http://uropora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/vyplaty-vinovniku-dtp-po-osago.html

Учитывая, что страховщиком предъявляется одновременно несколько исков по схожим исковым требованиям, не исключено, что именно в вашем случае они подготовили иск шаблонно, без учета особых обстоятельств дела. И у вас есть шанс доказать необоснованность предъявленных вам исковых требований.

Обратите внимание на соблюдение страховой компанией установленных законом сроков для подачи ею иска.

По регрессным требованиям этот срок равен трем годам. Начало срока идет с даты выплаты страховщиком страхового возмещения пострадавшему лицу.

При суброгации трехгодичный срок исчисляется по другим правилам: он начинается со дня наступления страхового случая.

Многие страховые компании подают такие иски в конце срока исковой давности, рассчитывая на то, что ответчик уже забыл все обстоятельства совершения ДТП и не сможет тщательно подготовиться к судебному заседанию.

Нередко имеют место случаи пропусков страховщиком сроков исковой давности. При выявлении таких обстоятельств можете смело заявлять в суде о допущенном истцом нарушении. Это повлечет за собой отказ в удовлетворении его требований.

Тем самым вы оградите себя от притязаний со стороны страховщика.

Если вы не акцентируете внимание суда на пропуск истцом срока исковой давности, то суд может начать рассмотрение этого дела.

Читайте так же:  Что делать, если не дают ипотеку

Суды применяют положения о пропуске срока исковой давности только по указанию сторон.

Ни в коем случае не игнорируйте получаемые вами судебные повестки. Такие ваши действия не будут основанием для откладывания дела на долгий срок. Вполне возможно, что дело может быть рассмотрено при вашей неоднократной неявке без уважительных причин без вашего участия в порядке заочного производства. Тем самым вы лишите себя возможности представить нужные доказательства и защитить свои интересы в суде.

Получив копию искового заявления, внимательно ознакомьтесь с ней. Стоит проанализировать все доводы истца, сопоставить их с имеющимися документами. Ведь не все исковые требования страховых компаний удовлетворяются судами полностью или частично. Причиной тому служат нестыковки в документах, противоречия между ними. Поэтому шансы на вынесение решения в свою пользу имеются всегда.

Зачастую страховые компании вместо отчета об оценке причиненного ДТП ущерба прикладывают к иску документы, подтверждающие только факт закупа деталей и запчастей по завышенным ценам, а также произведенного ремонта. Используя информацию о реальной стоимости запчастей, можно снизить сумму иска.

Также внимательно ознакомьтесь с актом оценки. Возможно, что и в нем будут содержаться недостоверные данные о стоимости работ и деталей. Анализ материалов, касающихся самой аварии, также немаловажен.

Если при их составлении были допущены грубые нестыковки и противоречия, то имеет смысл отрицать свою вину в совершении ДТП. Если изучение искового заявления и анализ прилагаемых к нему документов и иных доказательств вызывают затруднения, воспользуйтесь квалифицированной помощью юристов, которые специализируются на делах этой категории.

В случае положительного исхода дела все понесенные вами расходы по оплате услуг юристов будут вам возмещены ответчиком.

Некоторые страховые компании предъявляют иск на сумму реального ущерба, причиненного потерпевшему, в то время как размер страхового возмещения, выплаченного ими, был намного ниже. При таких обстоятельствах есть все основания для оспаривания цены иска.

Внимательно изучите все документы, имеющие отношение к сумме причиненного материального ущерба: насколько характер повреждений автомобиля соответствует фактическим обстоятельствам совершенной аварии.

Например, если транспортное средство виновника аварии врезалось в задний бампер автомобиля потерпевшего, а в документах говорится о замене передних фар. Все эти нестыковки свидетельствуют в пользу надуманности требования страховщика.

Нередко при определении размера ущерба не учитывается износ автомобиля, что приводит к тому, что сумма ущерба намного превышает стоимость самого транспортного средства. По закону учитывать износ следует обязательно. Если это сделано не было, заявляйте ходатайство о назначении повторной экспертизы. Будьте внимательны, если в обоснование иска была положена экспертиза, проведенная сотрудниками страховой компании или связанной с ней оценочной фирмой. Требуйте оценки независимого эксперта.

Имеют место случаи, когда участник аварии не считает себя виновным в ее совершении, но по различным причинам не посчитал нужным оспаривать данное обстоятельство и не обжаловал постановление ГИБДД. Такое происходит, когда это лицо, рассчитывая на наличие у него полиса ОСАГО, полагает, что ущерб придется платить не ему, а страховой компании.

Он заявляет сотрудникам ГИБДД о своей невиновности, но они не учитывают его доводы. Сам участник ДТП не принимает никаких мер к доказыванию своей невиновности и не оспаривает выводы ГИБДД.

Однако, спустя почти два года, к нему предъявляет исковые требования страховая компания. Сумма иска выходит приличная – 120 000 рублей. Выясняется, что пострадавшее лицо имело страховку КАСКО. Сумма причиненного ему ущерба была намного выше лимита по ОСАГО.

При таких обстоятельствах ответчику остается оспаривать только свою виновность в совершении аварии: следует вернуться к своей первоначальной позиции и довести ее до конца.

Сделать это будет непросто. Для этого следует заручиться всеми документами по аварии, которые могут свидетельствовать об его невиновности или о наличии вины двух участников ДТП. Если это будет доказано, то сумма материального ущерба будет перераспределена. Для истребования всех нужных документов заявите в суде ходатайство об истребовании материалов дела из ГИБДД.

Если суд вынесет решение, с которым вы будете не согласны полностью или частично, обжалуйте его в установленный срок в суд вышестоящей инстанции.

Если вы уверены в своей позиции, то на данном этапе будет разумно воспользоваться помощью квалифицированных юристов, которые смогут найти все слабые места в судебном решении и подготовить обоснованную жалобу.

Не стоит беспокоиться о расходах, понесенных вами на оплату услуг юристов или адвокатов. Если вам удастся доказать свою правоту, то все понесенные вами затраты будут возмещены ответчиком. Данное положение зафиксировано в ст. 100 ГПК РФ.

Подача жалобы на решение суда приостанавливает его исполнение.

В этом случае момент вступления его в силу зависит от даты рассмотрения поданной на решение суда жалобы. Этого срока может оказаться достаточно для сбора денежных средств на случай необходимости возмещения ущерба, если жалоба вышестоящим судом удовлетворена не будет.

В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:

[1]

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.
Читайте так же:  Виды ответственности за нарушение требований охраны труда в организации – административная, дисципли

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

Суброгация и регрессия

Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.

  • Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
  • Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
  • Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.

Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.

Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.

Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.

Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?

В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.

Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.

Что делать при получении иска от страховой компании

Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.

В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.

Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.

Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.

Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.

Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.

Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?

Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.

Читайте так же:  Проводим аттестацию персонала

Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.

Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.

Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.

Что говорит по данному вопросу судебная практика?

Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.

Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.

Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.

Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.

В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.

Что такое суброгация по КАСКО и может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?

Любое ДТП – неприятность для всех его участников.

Обязательное автогражданское страхование по полису ОСАГО предусматривает определенный максимальный предел суммы, которая выплачивается пострадавшему 400 000 рублей.

Сумму сверх этого предела может погасить полис КАСКО или виновник аварии.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-40-67 . Это быстро и бесплатно !

Суброгация по КАСКО с виновника ДТП

Ущерб, который наносит виновник ДТП другому участнику, оценивается независимыми экспертами и компенсируется страховой компанией.

Если у обоих автовладельцев есть ОСАГО и сумма выплат до 400 000 рублей, от виновника не может ничего требоваться.

Если же эксперты оценили ущерб свыше этой суммы, оставшуюся часть средств страховая по полису ОСАГО не оплачивает. Более подробно о том, в чем заключается разница между полисами ОСАГО и КАСКО, и как происходят выплаты по этим полисам при наступлении страхового случая, можно прочесть в нашей статье.

Существует два варианта:

  1. Виновник аварии самостоятельно (или через суд) возмещает пострадавшему денежные средства (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. оплачивает страховая, а 100 тыс. – виновник).
  2. У пострадавшего имеется полис КАСКО. По нему страховая выплачивает оставшуюся часть денег (например, ущерб на 500 000 рублей: 400 тыс. выплатят по ОСАГО и 100 тыс выплатят по КАСКО). После завершения всех необходимых действий, фирма страхователя подает в суд на виновника ДТП с целью взыскать сумму выплаты (100 000 рублей).

Законность процедуры

Уже пять лет процедура суброгации используется всеми страховыми фирмами, выдающими полиса КАСКО. Им совершенно неважно с кого они будут требовать выплаты компенсации.

Суть в том, что «письма счастья» (письма с досудебным требованием денежных средств) приходят людям через 1-3 года после ДТП (срок исковой давности по суброгации по КАСКО к виновнику – 3 года). Это совершенно законно, хоть и не всегда справедливо. Ранее, мы уже подробно рассматривали вопрос о том, в каких случаях виновнику ДТП придется выплачивать суброгацию, а также изучали порядок ее выплат и сроки исковой давности в этом материале.

Процедура законна, но расчет денежной компенсации необходимо проверить самостоятельно. Не редко бывают случаи, когда рассчитывается стоимость новых (а не изношенных на момент ДТП) запчастей, включаются поврежденные ранее детали и подобные истории.

Может ли страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП по КАСКО?

Да, компания имеет на это полное право. Когда человеку приходит заказное письмо от фирмы-страховщика потерпевшего, следует тщательно проверить все данные.

  1. Паспортные данные.
  2. Дата, время, место ДТП.
  3. Указание статей Гражданского Кодекса России (965, 1064, 1072,1079).
  4. Сумма претензии.

Претензия должна включать копии документов:

  • заявление потерпевшего (о том, в какие сроки потерпевший может обратиться в СК для возмещения ущерба по КАСКО, мы уже писали здесь);
  • акт страховой;
  • расчет суммы ликвидных остатков;
  • расчет суммы возмещения;
  • заявление потерпевшего о способе возмещения ущерба;
  • полис КАСКО;
  • отчет оценки поврежденного автомобиля;
  • справка, выданная в ГИБДД об аварии;
  • инженерное заключение;
  • акт по скрытым дефектам автомобиля;
  • фототаблица;
  • документ о переводе денег пострадавшему (платежка).

Если этих копий во вложении нет, их следует потребовать в письменной форме (отзыв на претензию).

В нем описывается, когда и каким образом произошло столкновение, что было повреждено. Затем указывается, каких бумаг не хватает и что вы не согласны с содержимым претензии.

Игнорировать письмо в любом случае не следует. С суммами до 30 000-40 000 рублей крупные фирмы редко обращаются в суд.

Судебные издержки будут намного больше, а время высокооплачиваемых юристов – слишком ценный ресурс для КАСКО. При больших суммах размер денежных средств можно уменьшить до ½ в досудебном и судебном порядке.

Минимального и максимального предела для претензии не существует. Срок исковой давности – 3 года с момента аварии (узнать подробно о сроках исковой давности по КАСКО, можно в нашей статье).

Минимизация компенсации

Многие водители задаются вопросом: «Как не платить суброгацию по КАСКО?», отвечаем: «Не платить — нельзя, но можно минимизировать выплаты», собственно об этом мы и поговорим ниже.

Досудебная минимизация:

  1. Самый простой способ минимизации выплаты компенсации – пойти в офис фирмы и поторговаться. Если задолженные денежные средства до 50-100 тыс. рублей, многие страховые идут навстречу виновнику ДТП (нет времени и желания возиться с мелкими делами).
  2. Внимательно изучить и самостоятельно рассчитать стоимость компенсации. Зачастую фирмы юлят с калькуляционными расчетами.
  3. Вычеркнуть надуманные, абсурдные, не доказанные и умозрительные повреждения.

Судебная:

  1. Доказать, что указанные повреждения были вписаны из-за отсутствия на экспертизе третьего лица (вас).
  2. Подробно разобраться в отчете эксперта по оценке нанесенного ущерба. Часто в нем можно встретить различные не состыковки, неточности, заведомо ложные данные, подделки.
  3. Неточности при составлении отчета по ДТП сотрудниками ГИБДД.
Читайте так же:  Наследство и дети от первого брака

Судебная практика по суброгации по КАСКО

Как показывает практика дела, дошедшие до суда, разваливаются в 15-20% случаев. Остальные 80-85% выигрышные. В практике существуют вопиющие случаи:

  1. Volkswagen столкнулся с ребенком на велосипеде. У машины помята дверь, ребенок в больнице (сотрясение, переломы). Через 3 года фирма потребовала возмещение средств в сумме 80 000 рублей. Суд, признав действия компании законными и оправданными, обязал родителей выплатить данную компенсацию.
  2. BMWX6 столкнулась с Ладой 2105. По ОСАГО владельцу иномарки выплатили положенные 400 тыс. Через 2 года пенсионеру из Лады пришла претензия на 374 тыс.рублей. Он обратился к хорошим юристам, которые предложили страховщикам урегулировать все в досудебном порядке, но с меньшей суммой (120 000 рублей) и рассрочкой на 5 лет. Страховщик подал в суд, где его действия признали необоснованными и присудили пенсионеру выплатить 80 000 рублей с рассрочкой на 5 лет.
  3. Мужчина попал в ДТП по своей вине, которую он признал в полной мере. В досудебном порядке страховщики хотели компенсацию в размере 438 000 рублей. После проведения повторной независимой экспертизы с виновной стороны, им удалось договориться на 105 000 рублей.

После получения письма не следует впадать в отчаяние. Необходимо тщательно проверить все данные (особенно дату) и обдумать свои дальнейшие действия. Надеемся, благодаря нашей статье вы узнали немного больше о том, в каких случаях страхования компания может предъявить суброгацию по КАСКО к виновнику ДТП.

Полезное видео

Что такое суброгация — рассказывает юрист:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-40-67 (Москва
Это быстро и бесплатно !

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

В последние 5 лет законодательство об ОСАГО претерпело существенные изменения. Ремонт получил приоритет перед денежной выплатой, а надзор в сфере ОСАГО перешел к ЦБ РФ. О том, как отразились на судебной практике эти нововведения расскажет наша очередная статья.

До начала 2016 года вопрос о взыскании возмещения со страховой компании через суд решался довольно просто. Субъект, попавший в ДТП, получал страховую выплату и тут же обращался в независимую экспертную организацию, где проводил независимую оценку. Как правило, она показывала больший ущерб, чем насчитал страховой оценщик. Далее, человек подавал страховщику претензию и требовал доплаты. В случае отказа он (или автоюрист) шёл в суд и выигрывал дело, получая не только доплату, но и штраф по закону о защите прав потребителей, а также неустойку.

Однако с 2015 года государство, поддавшись давлению страховых компаний, начало реформировать систему ОСАГО. Для начала оно передало регулирование в этой области в руки ЦБ РФ. Центробанк тут же принял новое Положение о правилах страхования (№431-П), а также методику расчета восстановительного ремонта (№ 432-П). Последняя ввела единый порядок расчета стоимости повреждений. Кроме того, союз автостраховщиков (РСА) разместил на своём сайте справочники, где указал цены деталей, которые должны учитываться при расчете ущерба, при этом они обязаны обновляться не реже, чем один раз в 2 квартала.

Ну и наконец, власть внесла изменения в закон об ОСАГО. Она установила приоритет ремонта перед выплатой деньгами. Исключения из этого правила возможны только в исключительных ситуациях, а именно: для юрлиц, при полном уничтожении машины, при превышении стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, при равной вине участников, а также в других случаях, установленных законом.

[3]

На заключительном этапе в дело вступили СМИ. Они начали распространять информацию о мошеннических схемах в ОСАГО, а также о незаконной работе автоюристов.

Эти действия привели к постепенному слому судебной практики, сложившейся с 2002 года. И вот, как она выглядит сегодня..

Довзыскание не выплаченного возмещения

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Страховая компания отвечает за некачественный ремонт

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Читайте так же:  Взыскание алиментных платежей с детей на содержание родителей

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

[2]

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Непосредственное взыскание с виновника, если он не застрахован по ОСАГО

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.

Размер выплат и степень вины участников ДТП

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

Источники


  1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  2. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  3. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника дтп
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here